В Ев. от Луки 1:14, 46-47, 2:10-12 читаем:

¹⁴ и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются...

⁴⁶ И сказала Мария: величит душа Моя Господа, ⁴⁷ и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем... (Лк.1:14, 46-47)

¹⁰ И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ¹¹ ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; ¹² и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Луки 2:10-12)

Примечательно, как идея радости прослеживается во всей истории Рождества, хотя путь у всех участников этой истории тоже был не легкий. Захарии Ангел возвестил о том, что молитва его услышана и что будет радость ему, и многие возрадуются о рождении его сына. Затем Марии Ангел возвещает о том, что она обрела благодать, а она уже сама говорит о своей радости при встрече с Елисаветой. И затем по рождению Мессии Ангел возвещает о великой радости, которая будет всем людям. Исходя из этого, можно проследить, что в истории Рождества присутствуют два аспекта радости: личный и общественный, скажем так. Однако не зря Рождество считается самым чудесным временем года, ведь оно наполнено радостью -- и личной, и общей, -- хотя и посреди трудностей.

И вот интересно сравнить происходящее с Захарией и с Марией. Обоим явился Ангел. Захарии Ангел явился в храме, а Марии -- дома. Знамением исполнения слова Захарии было его же молчание, неспособность говорить, но знамением для Марии была беременная Елисавета. И вот стоит обратить внимание на то, что сделала Мария после того, как ей явился Ангел -- она встала и поспешно пошла к Елисавете, и пробыла с нею около трех месяцев. Она не побежала рассказывать о возвещенном ей Ангелом подругам в Назарете или даже родственникам, но побежала к Елисавете, которая также ожидала исполнения обетования от Бога. 

И вот разделить радость эти обе могли только между друг другом, ведь в их жизни действовал Бог почти одновременно и подобным образом, а никто иной, в чьей жизни Бог не действовал, не могли бы их понять. И Мария оставалась в этом обществе почти три месяца, в обществе веры, можно сказать, и вероятно, к тому времени она могла уже увидеть и физические подтверждения того, что сказанное ей Ангелом исполнилось, так что и ушла она от Елисаветы только после того, как этот процесс проявления уже стал необратимым, скажем так.

И это показывает, что когда речь идет о личной радости того, что Бог совершает лично для нас, тогда разделить её с нами могут только те, в чьих жизнях Бог действует так же (в некотором роде, аналогично), но все другие, которые не переживают такого действия Божьего, не смогут разделить с нами эту радость о действии Божьем, потому с ними и следует быть сдержанными, не раскрывая им свою радость в полной мере (или и вообще). 

При этом интересно и то, что Ангел сказал Марии о царствовании её Сына, но ничего не сказал о Его распятии. Однако царствование должно было произойти намного позже, скажем так. И только Симеон намекнул ей, что оружие пройдет её душу. И это тоже показывает одну из характеристик слова Божьего, что оно, возвещая конец от начала, открывает нам конечный результат, на который нам и нужно смотреть, пока мы пройдем все трудности и обретем проявление обещанного нам словом Божьим. Ведь когда Иисуса распяли, то Марии, по идее, нужно было верить, что её Сын будет царствовать и царству Его не будет конца... хотя выглядело все противоположно. Однако Иисус воскрес и воссел на престоле одесную величия на высоте, как написано. Аллилуия! 

При том примечательно и то, что Ангел возвестил Захарии, что услышана молитва его и что будет ему радость, но когда Ангел пришел к Марии, то сказал ей, что она обрела благодать у Бога. Фактически, Ангел возвестил ей, что ей будет дано то, о чем она даже не просила, ведь она и не могла о таком просить, так как такое было сложно представить (хотя в Писании было пророчество о том, что Дева родит, вопрос Марии, скорее всего, говорит о том, что возвещенное ей Ангелом выходило за рамки её понимания и представлений о возможном). И это показывает, что иногда действие Божье, приносящее личную радость, может и будет приходить как ответ на молитву; но иногда это может быть и просто благодать Божья, которая будет давать нам то, о чем мы даже не просили, ведь не могли себе даже представить того, что приготовил и запланировал дать нам Бог. И конечно же, в обоих случаях это действие Божье будет приносить нам великую радость о том, что творит и сотворит для нас Бог. Слава Господу!

И затем интересно, как эта личная радость для участников истории Рождества переходила в радость общую, ведь сказано, что о рождении Иоанна многие возрадуются, и о рождении Иисуса Ангел возвестил как о радости, которая будет всем людям. Хотя этот общественный аспект радости связан уже более с тем, что Бог делал и собирался сделать уже через Иоанна как пророка и через Иисуса как Мессию и Спасителя. Потому действие Божье лично для нас и приносящее нам личную радость, может положить начало и радости для кого-то другого или это действие Божье лично для нас может касаться и других, выходить в чем-то за пределы только личного, когда Господь, явив Свою благость и милость нам, будет использовать нас, чтобы достигать Своими ответами и других. Но все же следует помнить, что это разные виды радости, скажем так, которые есть плодом несколько разного характера Божьего действия, когда Господь действует лично для нас или когда уже хочет действовать через нас. 

И конечно же, история Рождества несет радость всем людям, возвещая о возможности спасения и избавления, однако эта радость становится личной только для тех, кто её принимает. Потому может быть и так, что радость доступна человеку, но он её не принимает, и это его выбор, так что ему некого винить в этом, в том числе и Бога, который уже все сделал -- послал Мессию на землю и обеспечил путь спасения. Аллилуия!

Итак, действие Божье в жизни Его детей лично приносит им личную радость, которую могут разделить с ними те (или которую они могут разделить с теми), кто переживает подобное действие Божье. Когда же Господь действует более масштабно, используя тех, в жизнях которых Он действует для них лично, тогда это несет радость другим и многим, несет эту общую радость дела Божьего, касающегося многих. Потому радость и веселие всегда сопровождают в Писании идею, или обетование, спасения и избавления Божьего, как и Божьего действия, явления Его ответов и благодати, в общем. По этой причине везде, где является и будет являться действие Божье, будет много радости и веселья, и это может приходить как ответ на наши молитвы, так и как Божья благодать для нас, которая являет нам то, о чем мы даже не могли просить, ведь мы не могли себе этого и представить. Потому будем ожидать такого действия Божьего, которое будет приносить нам радость и веселье, хотя нам уже есть о чем радоваться и веселиться... (ведь и Мессия уже рожден и воскрес, и царствует на престоле, и мы уже переживали особенное действие Божье, хотя Господь возвестил нам в Еф.3:20, что нам следует ожидать большего...)

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой! Аминь!