Подпишитесь на рассылку
Стремление к лучшему
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Посл. к Евреям 11:16 написано: "Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город". Здесь говорится о том, что герои веры, в частности, патриархи, стремились к лучшему. Стоит остановиться и рассмотреть конкретнее это стремление к лучшему.
С одной стороны, здесь конкретизируется, что речь идет о небесном городе. Иначе говоря, речь идет о том, во что они должны были прийти уже не в период своей земной жизни. По этой причине толкование Далласской семинарии говорит о том, что они, оставив земную родину, оставили и веру отцов, даже и не думая в неё возвращаться, а потому, говорит толкование, и читателям по тому же примеру не следует возвращаться в покинутые религии. Таким образом, в этом контексте оставленное отечество символизирует прежнюю жизнь в прежних языческих верованиях и грехах, а небесный город символизирует спасение и вечность на небесах.
Безусловно, это самая лучшая перспектива, особенно с точки зрения вечности, однако как насчет жизни здесь? Неужели самое лучшее Божье приготовлено для верующих только на небесах? И мы уже достаточно знаем, чтобы правильно ответить на этот вопрос, и ответ: "Нет". Иисус обещал воздаяние "ныне, во время сие" (Мк.10:30), а это точно вмещается в рамки земного периода жизни. Поэтому, небесная перспектива лучшего -- это само собой, однако это не достижимо в этой жизни на земле. Но пока мы здесь, нам следует стремиться и к тому лучшему, что Бог приготовил для нас всех и на период пребывания на земле. И эти две категории лучшего сосуществуют параллельно, доказательства чему мы видим в Писании.
Да, Бог приготовил город для Авраама, Исаака и Иакова, однако их потомство должно было завладеть землей Ханаанской еще на земле. Если думать только о небесной перспективе, исключая естественную, исключая материальное благословение, то тогда стремлением к небесному городу должно было бы и все ограничиться... однако нет, Израиль должен был взять во владение Ханаан. Так что у Бога есть лучшее еще и для жизни земной для Своих детей. Ведь если Он хотел лучшего и дал лучшее детям Авраама потому, что поклялся Ему, то сколько же более Он хочет лучшего для Своих детей?! Тем более, что наш Завет утвержден уже в Крови Сына Божьего. Так что мы уже имеем дело не только с клятвой человеку, но и с клятвой Бога Самому Себе, ведь Иисус -- Личность Троицы, а о Нем написано: "Клялся Бог и не раскается -- Ты Священник вовек по чину Мелхиседека" (Пс.109:4). Но это немного уже глубоко и не совсем по теме... Возвращаемся к лучшему.
Это стремление, описанное в ст.16, всегда навеивало и какую-то идею жертвенности ради лучшего. При том того лучшего, которое должно было быть обретено не на земле. Иначе говоря, в период земной жизни Авраам должен был от чего-то отказаться -- в данном случае, от своего отечества и родства, и от веры отцов, -- чтобы обрести Божье лучшее в вечности. Так что в период жизни на земле, в том числе, и при стремлении обрести Божье лучшее еще для своей земной жизни, следует не забывать о перспективе вечности, ведь ради неё нам точно так же может прийтись платить некоторую цену. Хотя это и есть цена веры, которую, полагаю, уже платят все верующие -- отвратившись от мира, мы ищем спасения у Бога, мы стараемся жить благочестиво и ходить в праведности, чтобы прожить достойную жизнь детей Божьих. Мы приняли спасение -- мы сделали свой выбор в пользу Иисуса, а этот выбор не всегда популярен. Как писал Павел: "Все, желающие жить благочестиво, будут гонимы" (2Тим.3:12). Однако у нас есть защита Божьего отмщения и компенсация Его воздаянием. Аллилуия!
И все же нам следует помнить, что некоторые усилия, в том числе и жертвенные усилия отказа от чего-то важного и значимого ради Божьего, прикладываемые нами на земле, получат воздаяние в вечности. Так что не только земные перспективы следует иметь в виду в стремлении к лучшему, но и перспективу вечности. Ведь если искать лучшего только на земле, тогда легко можно скатиться в образ жизни мира. Однако мы должны понимать, что речь идет о Божьем лучшем, которое и должно прийти Божьим путем. И когда бы ни было это воздаяние, мы должны стремиться, ведь Бог верен (Рим.3:4), и мы его получим. Но есть то воздаяние, которое Бог предопределил нам получить еще на земле.
И вот в этом контексте хочется обратиться к греческому значению слова, переведенного как "лучшее". Это слово "κρείττων [krite'tohn]", которое значит: "лучший, больший, превосходнейший". Божье лучшее -- это большее и превосходнейшее. Конечно, Он же Бог! Он -- Творец, потому только Он может давать лучшее. Предлагаемое Богом и миром немного утрированно можно сравнить с оригиналом и подделкой: какой бы хорошей подделка не была, она все равно не сравниться с оригиналом. Какими бы удачными не были человеческие решения, решения от Творца человеков все равно будут более превосходными. И Бог хочет именно Своих превосходных решений для Своих детей.
И что проявило эти Божьи превосходные решения в жизни Авраама, о котором говорится в рассматриваемом месте Писания? Стремление к лучшему. А что вселило в него это стремление? Что побудило его стремиться? Слово Божье и вера в это слово. Иначе говоря, Бог обратился к Аврааму и предложил Свою альтернативу его жизни, и он её принял, сделав выбор, приняв решение, верить. Вот так и начинается путешествие к Божьему лучшему. И дальше дело за Богом, чтобы ввести нас в это лучшее. Но и нам также нужно будет проявить верность и не свернуть с Божьего пути. Хотя история с Измаилом показывает, что Божья благодать может покрыть и повороты не туда...
И из-за того, что Авраам и другие патриархи устремились к Божьему лучшему, приняв по вере Божье виденье для своей жизни, то Бог не стыдился называть Себя их Богом. И хотя небесный город они должны были получить уже в вечности, еще на земле вера им была вменена в праведность. Иначе говоря, еще на земле они получили воздаяние своей веры Божьим лучшим как земными благословениями (материальными и имеющими значение для земли: богатство и потомство), так и вечными (праведность и небесный город, т.е. вечная жизнь с Богом на небесах).
При этом несколькими стихами выше (да и потом в конце главы) говорится и о том, что некоторые не получили исполнение обетований при жизни на земле, однако не следует делать выводы, что можно верить и не получить. Нужно иметь в виду, что речь идет о Ветхом Завете, так что они не могли получить исполнение обетования о Мессии и спасении человечества через Его Жертву, потому что время еще не пришло тогда. Но теперь-то оно пришло! Иисус сказал, что в тот день мы не спросим Его ни о чем, потому что получим просимое (Ин.16:23). Так что речь не идет о том, чтобы просить и верить, и не получить. В том новом дне, о котором говорил Иисус, все иначе -- в том новом дне уже все обетования Божьи "да и аминь" (2Кор.1:20), потому что они уже совершены Иисусом через крест и воскресение, как написано: "Совершилось!" (Ин.19:30, Откр.21:6) И этот новый день -- это день Нового Завета! А это значит, что нам уже доступно Божье лучшее. Нам лишь нужно к нему устремиться и его возжелать, и Господь исполнит желание сердца.
И стоит заметить, что на греческом слово, переведенное в ст.16 как "стремились" имеет еще своим значением и желать. И это логично, ведь стремления всегда связаны с чьими-то желаниями. Может, не обязательно с желаниями самой стремящейся к чему-то личности (а кого-то другого), но желания всегда стоят за стремлениями. И вот патриархи желали Божьего лучшего, а потому и стремились к нему, не желая больше возвращаться к прежнему, но они смотрели только вперед, где их ждала перспектива Божьего лучшего. И говорится, что потому Бог стал и называть Себя их Богом, ведь они устремились к небесному, к лучшему, а наш Бог и есть Бог лучшего. Так что выражение "Бог Авраама, Исаака и Иакова" еще можно читать как "Бог лучшего и большего", доказательством чему и есть жизни этих патриархов.
Итак, нам нужно принять для себя виденье Божьего лучшего и устремиться к нему -- тогда Дух Святой сможет повести нас к нему (к этому лучшему). И мы придем, мы достигнем, мы получим воздаяние своей веры, как еще при жизни на земле, так и в вечности, потому что вера -- это подвиг (1Тим.6:12), а подвиги не остаются не замеченными. Бог исполнит Свой план, и Ему лишь нужно, чтобы Ему позволили это сделать, а наша вера и стремления позволяют, поэтому Его план будет исполнен. Так что не будем оставлять упования, потому что ему предстоит великое воздаяние (Евр.10:35)! Будем смотреть на перспективу большего и лучшего, и мы придем в то, что мы видим, что было показано нам Богом, ведь Он и показал нам эту лучшую перспективу, чтобы привести в неё, как и Авраама, который сначала смотрел на звезды и на четыре стороны горизонта... (Быт.13:14, 15:5)
Как благ наш Господь! Хвала Ему!
И пусть Его слово о лучшем и большем будет исполнено в наших жизнях (Ис.55:11)!
Аллилуия! Слава Богу!