Подпишитесь на рассылку
Предназначение мудрости
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Притчей 1:23-33 нам передается одно из обращений мудрости:
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".
О чем здесь говорится? Во-первых, о том, что не слушающие и не взыскивающие мудрости попадут в скорбь и тесноту; а во-вторых, о том, что слушающий мудрость будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла.
Из контекста стихов 24-31 ясно видно, что попадут в скорбь и стеснение те, кто пренебрегают мудростью и её наставлениями. Из этого можем сделать вывод о том, что мудрость предназначена не столько для того, чтобы вывести из стеснения и принести решение трудностей, но чтобы вообще уберегать от них. Грубо говоря, она предназначена не тушить пожары глупости, но уберегать от них, предотвращать их, обеспечивая спокойствие и безопасность без опасения зла.
Поэтому, путь мудрости -- это не просто путь из ямы, но это и путь того, как не попасть в яму, как её обойти. При этом сказано, что слушающий наставлений мудрости будет жить, даже не страшась зла. Из этого следует, что на пути мудрости ему просто нет места, а потому никакой ужас не приблизится, так как мудрость ставит слушающего её в положение недосягаемости для всякого зла. Другими словами, мудрость обеспечивает непроницаемость в отношении зла и иных последствий глупости.
Таким образом, видим, что мудрость имеет потенциал не просто вывести из стеснения и уберечь от скорби, но и вообще не допустить их в жизнь человека. И об этом свойстве мудрости мы читаем по всей книги Притчей, да и вообще во всем Писании, где только говорится о мудрости. Ведь мы читаем также о том, что мудрость дает жизнь (Пр.3:18), что надежда обретшего мудрость не будет потеряна, так как она устрояет будущее (Пр.24:14), что она приносит все, что только нужно человеку для жизни и реализации своего потенциала в ней (Пр.3:14-17).
Из этого еще раз убеждаемся в том, что мудрость -- это не огнетушитель, который предназначен тушить пожары, допущенные глупостью. Да, она вполне может справиться с этим заданием и найти решение и выход с любой ситуации, еще и обратив все во благо. Однако главное её предназначение заключается в том, чтобы уберечь от стеснения и скорби, чтобы дать избежать ужаса и укрыть от зла, обеспечив полную безопасность, мир и непроницаемость на своих путях.
Ведь в этом и заключается различие путей мудрости и глупости: если последняя приводит в стеснение и порождает скорбь, то мудрость ведет к благословению по своим мирным и приятным стезям. Разница каждого пути -- в результате, в плодах. Поэтому мудрость может прийти на помощь к попавшему в яму, запутавшись в сетях неведения, однако у неё есть свой путь, так что латать дыры другого пути глупости она не будет.
Другими словами, можно выбраться из ямы и встать на ровный путь мудрости, чтобы больше не попадать в неё, либо, оставшись на неверном пути, снова угодить в неё. Потому что мудрость -- это не спасатель, дежурящий на пути глупости, но проводник по своему высокому мирному пути, где ям нет в принципе, так что нет и угрозы стеснения и скорби от них.
Итак, главное предназначение мудрости заключается в том, чтобы хранить в безопасности имеющих её и уберегать от зла ходящих её путями, устрояя им светлое будущее и приводя к исполнению благословения в их жизни. Она может решить любую проблему и вывести из трудности, однако её совершенная цель в том, чтобы ходящие за ней вовсе не попадали в стеснение и не претерпевали скорби, источником которых есть глупость, грех и проклятие. Мудрость же ведет к святости и благословению, уберегая от зла.
Поэтому, нам нужно ходить путями мудрости, так как именно она поможет нам жить безопасно и спокойно, не страшась зла, не зависимо от всей той глупости, которую мы можем видеть вокруг. Потому что она не просто может вывести из сетей, но предназначена для того, чтобы уберечь от них.
И избежать стеснения -- это, безусловно, лучше, чем выбраться из них. Так что, однажды встав на правильный путь мудрости, нам нужно и оставаться на нем, потому что только так мы сможем быть в безопасности, находясь вдали от зла, стеснения и скорбей, потому что мудрость предназначена обеспечить непроницаемость всем, идущим путями её наставлений.
Да поможет нам в этом Господь!