Подпишитесь на рассылку
Благоволение Божье
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Псалме 146:11 говорится о благоволении Божьем и о тех, к кому Господь благоволит: "Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его".
Слово иврита "רָצָה (rasah)", переведенное как "благоволение" в этом месте Писания, значит: "быть довольным, благосклонным (расположенным), принимать благосклонно (доброжелательно)" [словарь BDB].
Греческое слово "εὐδοκέω (eudokeō)", которое в Новом Завете переводится словом "благоволить", имеет похожие значения: "быть очень довольным, наслаждаться (получать удовольствие, удовлетворение), быть благосклонным к кому-то" [словарь Thayer].
Словарь архаизмов русского языка (2010) поясняет "благоволить" как "изъявлять милость, любовь; хорошо относиться к кому-нибудь". А толковый словарь Ефремовой обозначает это слово как "быть доброжелательным, благосклонным, расположенным по отношению к кому-л.".
Итак, видим, что все приведенные значения и пояснения похожи, и говорят о благосклонности, доброжелательности, расположенности и довольстве. А в рассматриваемом месте Писания сказано о том, что Господь благоволит к боящимся, или к почитающим, Его и к уповающим на милость Его.
Из этого можем сформулировать свой расширенный перевод: "Господь доволен боящимися (почитающими) Его и уповающими на милость Его, Ему приятны их послушание, упование, благочестие и почитание -- это приносит Ему удовольствие и удовлетворение Его детьми; Он всегда расположен и благосклонен к таким, Он изъявляет к ним Свою милость и любовь, и принимает их благосклонно."
При этом, стоит заметить, что в приведенных обозначениях перевода еврейского и греческого слов на английский, прослеживается связь благоволения Божьего с написанным в Евр.11:6 об угождении Богу, что не совсем четко отслеживается на русском. А там сказано, что без веры Богу угодить не возможно. И в Пс.146:11 говорится тоже об уповании. Из этого видим единство мысли этих двух мест Писания, из чего можем сделать вывод о том, что Божье благоволение является результатом угождения Богу.
Если человек угождает Ему -- своим послушанием Богу, почитанием Его, верой и упованием на Него, на Его милость и благодать, он доставляет Богу радость и приносит Господу удовольствие от того, что ходит Его путями, -- то Господь тогда простирает к Нему Свое благоволение.
А образ действия Божьего благоволения мы можем увидеть в книге Есфирь 5, где царь простер благоволение к Есфири, которое выражалось в его помиловании её, когда он простер к ней скипетр, и в обещании: "Любая твоя просьба будет исполнена -- даже до полцарства будет дано тебе, если ты только попросишь".
Из этого видим, что когда мы послушны Богу и стараемся угождать Ему, тогда это приводит нас в особенные взаимоотношения с Ним, в которых Он являет нам Свою милость, дает благодать, слышит и принимает наши просьбы и исполняет их, опять-таки, по Своей милости и благодати. Таким образом, благоволение Божье делает нас особенными для Него, однако оно не рождается на пустом месте, но в определенном роде есть следствием состояния нашего сердца перед Богом -- нашей открытости для Него, посвященности и послушания Ему.
И благоволение отличается от любви. Бог любит всех, даже нечестивых и грешников. И в определенном роде, Он являет Свою любовь и им: солнце, например, восходит и для них, Он одинаково дает им воздух, чтобы дышать и т.п. Однако Он не может к ним благоволить, потому что Он не благоволит ко греху. Грех не приносит Богу никакого удовольствия и не угождает Ему -- наоборот, он есть мерзостью перед Богом, а потому Он не может быть к нему благосклонен и расположен.
Поэтому, к нечестивым Он не относится так, как к тем, к кому Он благоволит: Он не благорасположен к ним, не принимает их благосклонно, а потому и не отвечает на просьбы их. Да, если они придут к Богу за спасением, Он примет их. И в некоторых случаях, в которых Господь будет иметь возможность, Он может являть им Свою милость. Однако пока они не обратятся от своих злых путей и пока не перестанут делать грех, который Его расстраивает, а не приносит удовольствие, Он не будет относиться к ним благосклонно.
И представим себе, если бы на месте Есфири оказался кто-то, к кому царь не явил благосклонность, расположенность и благоволение. Фактически, на этом месте оказалась Астинь, хотя, кажется, что она еще легко отделалась, ведь её не казнили. Однако она лишилась всего: своего царского достоинства, мужа-царя, дома-дворца, обеспечения с царской казны, почета -- всего. И если бы она и стала просить царя о чем-либо, он бы не услышал её, потому что она не послушалась его. На этих двух примерах можем увидеть разницу между наличием благоволения -- Есфирь -- и его отсутствием -- Астинь.
И кстати, описание отсутствия благоволения у Астинь напоминает то, что произошло с человеком, когда он согрешил и пал: он был лишен Божьего присутствия, Эдема, Божьего обеспечения, власти, достоинства и вечной жизни -- фактически, всего! Поэтому, когда Иисус родился на этой земле, Ангелы не зря пропели: "...в человеках благоволение (Лк.2:14)" -- другими словами, они говорили, что пришло время, когда все утраченное возвращается назад! И возвращается оно с возвращением Божьего благоволения к людям, принимающим Иисуса Своим Господом и Спасителем: тогда они вновь становятся частью семьи Божьей и получают все соответствующие привилегии. Слава Господу!
Итак, из всего этого видим, что благоволение Божье -- это нечто большее, чем просто Его доброжелательность, ведь Господь никому ничего плохого не желает, так как Он -- благ (Пс.33:9, 135:1). Благоволение -- это особенное отношение Божье к Его послушным детям, и оно включает в себя нечто большее, чем просто пребывание у Бога на хорошем счету -- оно приносит все преимущества и привилегии восстановленных взаимоотношений с Богом во Христе. Аллилуйя!