Подпишитесь на рассылку
Вопрос даяния взаймы под проценты
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В одно утро, когда я, как обычно, проводила время в Слове Божьем, меня коснулось написанное в пятнадцатом Псалме, в котором говорится: "Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот ... кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек. (Пс.14:1, 5)
Таким образом, этот стих привлек мое внимание к интересующей многих христиан теме о Библейском запрете даяния взаймы в рост, под проценты. Поэтому, я решила провести небольшое исследование, чем и поделюсь с вами в этой статье.
Чтобы обрести лучшее понимание данного вопроса, я использовала не только толкования христианских авторов, но и учения еврейских раввинов, ведь сыны Израиля первые получили эту заповедь, так что они имели больше времени, чтобы в ней разобраться.
Итак, в Пс.14:5 псалмопевец говорит, что тот, кто воздерживается от лихоимства, не поколеблется вовек. Или как воспринимают и интерпретируют сказанное здесь еврейские раввины, не разорится вовек (Вавилонский Талмуд, Бава меция, лист 71) [1].
Но почему же запрещено давать взаймы в рост? В ходе анализа мы найдем ответ на этот вопрос. Но прежде стоит обратиться к тем местам Ветхозаветного Писания, в которых непосредственно сформулированы указания в отношении даяния взаймы в рост:
Исх.22:25: "Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста."
Лев.25:35-38: "Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом."
Вт.23:19-20: "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею."
Сразу стоит заметить, что, согласно Вт.23:20, евреям давать в рост не евреям, в смысле, иноплеменникам, не живущим у них, разрешалось. Поэтому запрет лихоимства распространялся лишь на братьев-евреев и на пришельцев, принявших их закон. И в этом он распространялся на обе стороны: в комментариях Торы -- в книге Хумаш -- раввины утверждают, что и брать лихву, давать лихву запрещено (Деварим 23:20) [2].
Теперь стоит углубится в суть вопроса: при каких обстоятельствах давать взаймы в рост запрещается. Если проанализировать вышеуказанные места Писания, то видим, что они говорят о просящем взаймы как о бедняке или о человеке, попавшем в стесненные обстоятельства нужды. Поэтому даяние такому человеку под проценты только бы усугубляло его положение, а не оказывало помощь.
Таким образом, места Писания, которые налагают запрет на даяние брату в рост, презюмируют (предполагают, воспринимают как неоспоримый и абсолютный факт, не выражают сомнения), что брат, просящий взаймы, находится в нужде -- т.е. он либо обедневший, либо временно попавший в тяжелую нужду. Такому человеку запрещалось давать в рост и, более того, если заимодавец знал, что его брат не в состоянии вернуть ему взятое взаймы, ему запрещалось еще и брать с него залог его имущества, добиваясь возвращения долга (Сончино, Шмот 22:24 (Исх.22:26) [2]).
Как комментирует этот вопрос толкование Даллаской семинарии, дать деньги под проценты значило бы не только усугубить положение просящего, но и себе повредить, потворствуя своему стремлению к наживе [3, ст. 330]. И вот теперь мы подошли к вопросу санкции за нарушение этого запрета. Наказание, которое толкованиями раввинов приписывается в этом случае, крайние.
Прежде всего, Сончино в комментарии на стих 36 главы 25 книги Ваикра (Левит), говорит, что утверждение: "...и бойся Бога твоего..." -- значит: "Всевышний наказывает как все общество, так и отдельных людей, если бедняки были оставлены без должной помощи, несмотря на то что имелись в наличии все средства для того, чтобы им помочь" [2]. Таким образом, по его словам, наказанию подвержено не только даяние взаймы под проценты, но и уклонение от того, чтобы оказать помощь, если имеются для этого возможности.
Равв. Йона Гиронди в своей книге говорит: "25. Ростовщичество запрещено, как сказано (там же 25;36): “Не бери с него лихвы и роста”. И это заменяется позитивной заповедью (асэ), как сказано (там же): “Дабы жил брат твой о тобою”, то есть если ты дал ему в рост и взял у него проценты, верни их брату своему, чтобы он мог жить вместе с тобой. А наказание за ростовщичество очень строгое: пока не исправлено то, что нарушено, - нарушитель не придет к воскрешению мертвых, как сказано (Иехезкель 18; 13): “В рост давал и проценты брал - и жив будет? Не будет жить!” И объяснили мудрецы, что это касается воскрешения мертвых, ибо дающий деньги в рост и под проценты не карается смертью. И сказали мудрецы, что для совершившего такое преступление нет доброго посланца, который защищал бы его. Именно в этом смысл сказанного: “И жив будет?”; В этом вопросе скрыто удивление - разве есть защитник, который сказал бы, что такому преступнику суждено жить. И все громко ответят: “Не будет он жить!” [4]".
Конечно, в отношении воскресения мертвых мы в Новом Завете знаем лучше и больше, поэтому можем не согласиться с утверждениями мудрецов как с несоответствующими христианскому учению. Однако сказанное ими дает нам возможность судить об отношении евреев к такому лихварю и о степени серьезности последствий, постигающих за нарушение этого закона, которое обосновывается их ссылкой на написанное в Иез.18:13, где сказано: "В рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем." И это есть проклятием, постигающим за нарушение закона, в данном случае -- заповеди не давать взаймы под проценты.
Однако раввины разделяют даяние под проценты нуждающемуся и даяние в коммерческих целях. В частности, к такому виду отношений относится и разрешение давать в рост иноплеменнику в Вт.23:20, где, по словам толкования Даллаской семинарии, вероятно понимался торговец, купец, который нуждался в займе для дальнейшего обогащения [3, ст. 331]. Но, согласно сказанному в Лев.25:35-38, если живущий в их земле пришелец или поселенец нуждался в помощи, тогда давать в рост не позволялось и ему.
Вот как разделяет 61 лист Бава меция Вавилонского Талмуда сферу оказания помощи деньгами сферу и коммерческих финансов: "Вспомним суть запрета на проценты. Здесь важно, чтобы один давал другому деньги, чтобы один другому помогал. И это — не просто добрые пожелания. Это — заповедь Торы. Поэтому в еврейских общинах реально существуют сегодня десятки тысяч (а, может, и больше) гмахов (специальных фондов), в которых еврей может взять деньги в долг, а потом возвращать без всяких процентов. Поэтому десятки тысяч евреев часть своих доходов отдают в такие фонды, чтобы их деньги поддерживали “бизнес добра”. Промышленные, финансовые институты (в том числе — банки) строят свою деятельность на принципах “кооперации”, когда и владельцы и клиенты составляют по сути некое кооперативное сообщество. И тогда взимание процентов между членами “кооператива” становится формой перераспределения общей прибыли" [1].
Таким образом, раввины приходят к итогу, что в "самом факте взимания процентов Тора не усматривает ничего предосудительного (Бава меция) [1]" -- очевидно, они имеют в виду случаи, когда речь идет о коммерческих взаимоотношениях и перераспределении прибыли.
Впрочем, стоит заметить, что есть экономисты, которые в процентах усматривают проблему и порочность банковской системы и, даже более того, считают их причиной мировых кризисов. К примеру, проценты на ссуду являются, по словам американского специалиста по истории экономики Джона Л. Кинга, "невидимой машиной разрушения" [5], а др. Маргрит Кеннеди написала книгу "Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому".
Итак, вышеизложенное исходит из Ветхого Завета. Исследуя эту тему, я наткнулась на то, что у христиан часто возникает вопрос: "А почему по этому поводу ничего не сказано в Новом Завете?" Думаю, потому, что в этом нет надобности. Я имею в виду, что в Новом Завете нам дана заповедь любви и милосердного отношения друг к другу (Ин.13:34), поэтому нет необходимости в конкретном указании по поводу именно этого вопроса, так как заповедь любви распространяется на все виды отношений между братьями- и сестрами-христианами.
И если евреям запрещались взаимоотношения лихоимства между ними с целью установления между ними более высоких братских отношений как с причастниками одного завета с Богом, где в одной общине, как в одной большой семье, не могло быть никакого ростовщичества, то на сколько же более высокие отношения христиане должны созидать между собою в Новом Завете?
И пример этого мы видим в Деяниях. Уверовавшие не то, что о лихоимстве между собою не думали, но старались помогать друг другу и служить своим имуществом. Это и было выражением братской любви и явлением милосердия по отношению к друг другу.
Из этого следует, что стандарт, установленный для взаимоотношений евреев, должен быть минимальным стандартом для христиан, ведь все мы являемся причастниками намного лучшего Завета во Христе, детьми Бога-Отца и сонаследниками с Иисусом (Ин.1:12-13, Рим.8:17, Ев.8:6). Но кажется, что сегодня от этого стандарта дети Божьи отошли очень далеко. Не являя милость, они сами не получают её, поэтому им приходится сталкиваться негативными последствиями нарушения заповеди любви.
Итак, Господь через Свое слово установил для нас стандарты, к соблюдению которых нам нужно стремиться, ведь они установлены для нашей же пользы.
Да поможет нам в этом Господь!
Список использованных источников:
1. Вавилонский Талмуд, Бава меция: [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/baba_mts.htm.
2. Хумаш. Тора с коментариями Раши и Сончино: [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://istok.ru/Tanah.
3. Толкование Ветхозаветных книг Даллаской семинарии. - Т.1 - К.: Демос, 1994.
4. Рабейну Йона Гиронди. Как вернуть утерянное: [Электронный ресурс.] - Режим доступа:http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/classic/rabbeinu-girondi/shaarei-teshuvah_9707.html.
5. Маргрит Кеннеди. Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому: [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://lib.ru/NTL/ECONOMY/MKENNEDI/mkennedi.txt_with-big-pictures.html.