или Данное Богом благословение не может быть забрано и отменено

В 4Цар.4:8-37 читаем:

⁸ В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. ⁹ И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; ¹⁰ сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. 

¹¹ В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, ¹² и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. ¹³ И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» 

Она сказала: нет, среди своего народа я живу. 

¹⁴ И сказал он: что же сделать ей? 

И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. 

¹⁵ И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. ¹⁶ И сказал он: через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына. 

И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. 

¹⁷ И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей. 

¹⁸ И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам. ¹⁹ И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! 

И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. ²⁰ И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер. ²¹ И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла, ²² и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь. 

²³ Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. 

Но она сказала: хорошо. ²⁴ И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе. ²⁵ И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. 

И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка. ²⁶ Побеги к ней навстречу и скажи ей: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» 

— Она сказала: здоровы. ²⁷ Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне. 

²⁸ И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»? 

²⁹ И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лицо ребенка. 

³⁰ И сказала мать ребенка: жив Господь, и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. ³¹ Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лицо ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок. 

³² И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. ³³ И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. ³⁴ И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. ³⁵ И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. ³⁶ И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. ³⁷ И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.

Примечательно то, что эта женщина была благословением для пророка Божьего, и потому он захотел благословить и её, ведь, как говорят толкователи, на древнем востоке считалось жизненно важным иметь сына как наследника и попечителя в старости. Потому, фактически, пророк позаботился о будущем той женщины, провозгласив для неё обетование рождения сына, хотя она об этом и не просила. 

И вот интересно, что хотя женщина и ни о чем не просила, однако она посеяла семя, и это семя как бы само определило, что ей нужно в её будущем и устроило для неё это. Потому сила и значение семени может выходить и выходит далеко за пределы того, о чем мы можем думать или просить, однако оно устрояет наше будущее и приносит то, в чем мы нуждаемся и что нам нужно для устроения нашего будущего. Так что если мы сеяли хорошее семя, то оно будет основанием для Бога благословить нас, устроив наше будущее и дав нам то, о чем мы могли даже не просить, ведь это может выходить за пределы наших представлений и ожиданий. 

Как для той женщины -- возможность иметь детей могла выходить за рамки её представлений о возможном, потому она могла и не просить об этом, и потому когда пророк ей сказал, то она ответила тем, что не нужно вселять в неё пустые надежды. Иначе говоря, для неё это было столь запредельно, что она считала это пустыми надеждами. Однако слово Божье и посеянное ею семя выполнило свою работу и принесло ей проявление того, о чем Бог сказал, дав ей то, что было для неё за пределами её даже самых высоких мечтаний. Потому слово о сыне, которое дал ей пророк, было от Бога и было Его благословением для этой женщины. 

И интересно, что у женщины возникло побуждение, желание сердца в отношении пророка, посеять семя благословения для него, и на желание её сердца уже для неё самой и ради устроения её будущего ответил Бог Своим благословением для неё, не её мужа, но именно эта женщина предстает здесь как бы ключевой и более духовной фигурой, чем её муж (ведь муж просто согласился на предложение женщины, но это было её желание, стремление, благословить, и на её желание о благословении для неё самой ответил Бог). Иначе говоря, желание сердца женщины быть благословением для пророка стало основанием для Бога ответить на самое большое желание сердца именно этой женщины для неё самой (хотя как бы это было благословением и для её мужа), хотя она уже и не надеялась на исполнение этого желания. 

И это показывает, что посеянное нами семя от чистого сердца, по желанию сердца, дает Богу возможность исполнить желания сердца сеющих для них самих, хотя это и может казаться невозможным. Вот что делает семя. Так что если мы сеяли семя и продолжаем сеять, наше будущее не может быть неустроенным (не может не устроиться), и если мы были благословением для других, то Господь благословит и нас желаниями нашего сердца, даже если это может быть за пределами наших представлений о возможном здесь и сейчас.

И теперь пойдем дальше. Дать сына этой женщине было от Бога, в смысле, что это была воля Божья, это было Его благословение для неё, это был ответ Божьей доброты на её доброту. Однако дальше произошло то, что произошло -- женщина потеряла ребенка, рожденного по обетованию. Было ли это от Бога? Очевидно, что нет.

И вот примечательно, как дальше поступила та женщина. Очевидно, что она была расстроена, разочарована и в отчаянии, однако она отказалась сдаваться и принимать её потерю. Она положила ребенка в комнате пророка и как бы спрятала его там, и заперла за собой дверь -- никто не должен был знать. Она ничего не сказала мужу. В этом усматривают веру женщины, что она не провозглашала ничего плохого, однако она могла ничего не сказать еще и потому, чтобы её никто не стал отговаривать, останавливать и убеждать, что это невозможно и что все кончено, чтобы это и не повлияло на неё. 

И в этом можем увидеть значение скрытности -- иногда, а особенно в важном деле или вопросе, нужно закрывать за собой дверь, никого постороннего, кто не может помочь, не впускать, чтобы это не влияло на нас негативно, чтобы не давать места никакому негативному влиянию на нас и на нашу веру. Той женщине и так было трудно, ей нужно было спешить к пророку, потому она не могла допустить, чтобы что-либо её задерживало, ей нужно было охранять свою веру и устремиться за ответом, спешить к пророку, который только и мог помочь ей в её ситуации. Вот почему стоит закрывать дверь и не разглашать важного тем, кто не может помочь, чтобы это не повлияло на нас и не стало тормозом. Так что своей скрытностью женщина не позволила никому остановить или задержать её на пути к пророку, к ответу Божьему. 

И если нам нужен ответ от Бога, то иногда нам нужно точно так же устремляться к нему, не разглашая того, что происходит и через что мы проходим, чтобы это не влияло на нашу веру и не останавливало нас, особенно если нам нужно получить ответ Божий срочно. Так что то действие женщины, может, и не столько было продиктовано верой, однако то, что оно было духовным, что она не разглашала ничего, это несомненно. И потом, когда слуга пришел на встречу ей спросить, все ли здоровы, она тоже ответила, что здоровы, ничего не разглашая и ему, ведь она знала, что и этот ей не поможет, но только Елисей. Да, её исповедание было правильным, и она отказывалась принимать произошедшее, и в этом помочь ей и исправить произошедшее мог только пророк. И потому она не стала долго объяснять и Гиезию, но устремилась к пророку, а это на вершину горы... 

Интересно, что её ответ был на вершине горы... Символично. Проблему она оставила внизу, однако устремилась за ответом Божьим на вершину горы, где был пророк Божий, и возвратилась с горы только с ответом -- с тем, кто мог помочь ей. Она верила, что пророк ей поможет. Она не была уверенна в слуге, но она верила в Божье присутствие на пророке, о чем свидетельствуют её действия во всей этой истории, выражающие её отношение к пророку.

И вот примечательно еще и то, что припав к ногам Елисея, что свидетельствовало о её глубоком смирении и отчаянии -- как говорят толкователи, она напомнила пророку, что она не просила сына и говорила, что не нужно давать ей пустых надежд, ведь теперь все выглядело так, что хоть она и родила сына, надежды иметь его все равно оказались ложными... Иначе говоря, её слова значили то, что ей лучше было бы не иметь его, чем теперь проходить через все то и потерять его. И пророк устремился в её дом, чтобы исправить положение.

Как видим, в пути веры, в хождении с Богом есть этот элемент надежд, когда мы устремляемся к чему-то большему. И вот женщина сказала, что лучше было бы ей не надеяться, не иметь надежд, чем теперь переживать то, что её надежды разбились. Как видим, иногда следующих за Богом могут посещать мысли о том, что лучше бы им, может, было и не надеяться, чем потерпеть разочарование в своих надеждах и стремлении к большему. Однако от Бога ли было произошедшее с сыном женщины и её разочарование? Очевидно, что нет! Разве Бог станет питать ложными надеждами? Разве Он поведет устремиться к большему, чтобы потом в разочаровании возвращаться к разбитому корыту? Конечно, нет! Это все ложь врага! 

Тот сын был свидетельством благости Божьей, и это, конечно же, могло не нравиться врагу. Тем более, что если та женщина не имела детей, то это могло быть какое-то неблагословение, которое вновь дало о себе знать. Однако Бог не мог позволить, чтобы Его дело было отменено. Это было Его дело дать ей сына, это было посланное Им ей благословение, которое Он не забирает назад, а потому тем более никому и ничему иному не мог позволить украсть его у этой женщины. Как видим, благословение Божье, которое дает Бог, никто и ничто не может забрать, так что оно победит и всякое разочарование и не допустит ему остаться, исправив все так, что для него не останется и места. 

Потому если кажется, что на пути с Богом наши надежды не оправдались, то это ложь, ведь благословение исправит все так, чтобы никакому разочарованию не осталось места, ведь оно не от Бога, и то, что дает Бог, не может быть у нас забрано. Аллилуия! Так что в Боге и с Ним наши надежды никогда не останутся тщетными, неоправданными, и нам никогда не придется возвращаться к разбитому корыту, так что можно этого и не бояться. Господь, выведя народ из рабства, хоть и оставил их в пустыне за непослушание, которое уже не позволяло Ему работать с ними дальше и ввести в землю, все же не позволил вернуться им в Египет, но оставил в пустыне, все же на свободе. Так что есть места, куда с Божьего пути уже невозможно вернуться назад, ведь пути назад просто нет, так как он лежит через воды моря... 

И затем наступает кульминация этой рассматриваемой истории -- пророк приходит в дом и начинает молиться. При этом он тоже запер за собой дверь и никого не впускал. Вновь эта закрытость. Никто и ничто не должны были помешать ему молиться или отвлечь, остановить его. Никто и ничто не должно было перебить его молитву и действие силы Божьей, которая должна была сотворить чудо. И Писание говорит, что пророк также прошел взад и вперед по комнате, и толкователи предполагают, что это не просто так, но что пророк так прошел в горячей молитве. Елисей, вероятно, горячо молился, и это понятно, ведь ему нужно было явное чудо, ведь произойти должно было невозможное. 

И это также показывает, что в разочаровании и отчаянии нам нужно устремляться за ответом -- на гору, бежать в присутствие Божье, к Богу, в горячей молитве, не впуская никого и ничего лишнего, не позволяя отвлечь нас или перебить нашу молитву, так что двери должны оставаться закрытыми, пока мы не получим ответа. Не нужно говорить о проблеме, не нужно тратить на это время, но нужно устремляться за ответом, направляя на него все свои усилия, отказываясь принимать поражение. И ответ от Бога обязательно придет, как и сын Сонамитянки воскрес. И если Бог смог воскресить, вернуть к жизни сына той женщины, то не тем ли более Он может справиться с менее невозмозможным?.. Потому Господь может возродить и восстановить вновь то, что могло казаться потерянным. 

Та потеря женщины была не от Бога, и Бог не мог позволить этому бесповоротно произойти, так что он повернул все вспять (так что это дело Божье не отменяется и бесповоротно, но дело врага “поворотно”, и Бог обернет все вспять и даже к лучшему). И больше мы не читаем, чтобы у той женщины и её сына были какие-то проблемы, но наоборот, в главе 8 мы читаем о том, как та женщина с семьей возвратилась с чужой страны и пришла просить царя о своем поле, из чего создается впечатление, что с сыном у неё все было хорошо. 

И это также показывает, что посеянное нами себя не позволит украсть у нас наше благословение Божье, а при любых попытках принести разочарование, благословение разберется с противлением, не оставив для него больше вовсе места и даже следа от него. И в этой истории Господь вновь обратил разочарование и отчаяние в еще большее чудо.

Бог дал сына женщине, и это было благословением для неё, которое враг попытался украсть; это было чудо Божье, и враг попытался ему воспротивиться. Однако Господь этому не позволил произойти, но обратил это в еще большее чудо. Так что если какое-то противление и попытается остановить благословение Божье для нас, то Господь только обратит это в еще большее благословение. И как Он это сделает, это не наше дело, а нам достаточно знать, что Господь не оставит уцелевшего от противящегося.

Итак, с Богом и на Божьем пути мы не можем потерпеть поражение, наши надежды не могут оказаться неоправданными, и нас не может постичь разочарование с тем, чтобы это было конечным итогом. Потому хотя противление и может попытаться принести разочарование, Господь обернет все это только так, чтобы это было еще большим чудом Божьим для всех, ведь хоть не все могли увидеть в рождении ребенка у этой женщины чудо, но в его воскресении оно усматривалось точно. 

Потому на всякую видимость разочарования нам нужно смотреть вот так, ожидая только еще большего, более явного и выразительного чуда от Бога, ведь Бог может оживить и обратить вспять все, что угодно, ведь для Него нет ничего невозможного. Так что нам нужно продолжать держаться за Бога и бежать к Богу, и мы получим Его ответ, с которым придет устроение нашего будущего и исполнение желаний, о которых мы могли даже не просить (ведь они настолько могли выходить за рамки наших представлений о возможном), но которые нужны нам для устроения нашего будущего. И благословение Божье, которое однажды дал нам Бог, уже не может и не будет у нас забрано никем и ничем, но будет пребывать с нами всегда! И посеянное нами семя тоже выполнит в этом свою работу...

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь и аминь!