В книге Псалмов 61:2 написано: "Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое". Как видим, в Синодальном переводе здесь звучит утверждение того, что в Господе душа псалмопевца находит успокоение, а потому в этом можно усмотреть и призыв душе успокоиться в Господе, потому что от Него -- спасение. Мы рассмотрим некоторые иные переводы, толкование, а потом обратимся и к тексту оригинала. Пойдем по порядку.

Современная английская версия (далее - САВ) говорит: "Только Бог может меня спасти, и я спокойно ожидаю Его [или я в мире (и спокойствии) с Ним -- сноска]". Новый живой перевод Библии (далее - НЖПБ) передает это так: "Я тихо ожидаю [или: "я в тихом ожидании" -- прим.при переводе] перед Богом, потому что моя победа исходит от Него". И перевод Месседж (пер. "Послание"): "Бог, единственный и неповторимый -- я буду ожидать столько, сколько Он скажет. Все, что мне нужно, исходит от Него, так почему бы и нет?"

Как видим, в этих переводах прослеживается идея не только успокоения в Господе, но и ожидания Его или от Него. И чтобы спокойно ожидать от Бога -- ждать Его движения, Его ответа, -- нужно иметь покой и мир в душе, иначе тихого и спокойного ожидания не получится! Вообще ожидания не получится, потому что когда мы взволнованы, то сложно спокойно сидеть, сложа руки. Но вот псалмопевец говорит, что он спокоен в уповании на Бога, потому что от Него исходит его спасение.

И вот стоит обратить внимание, что Давид спокоен не потому, что ему все равно, что и как будет, т.е. не потому, что ему все до барабана, как говорится. Другими словами, причина его спокойствия -- это не равнодушие, по причине которого его ничто и не будоражит... Нет, причина его спокойствия очень четкая и ясная, и конкретная, и она выражена здесь же, в этой фразе -- потому что его спасение от Бога. Иначе говоря, Давид спокоен потому, что его спасение исходит от Бога, а поскольку он уверен в своем Боге, то он и может сохранять душевное спокойствие.

Хотя призыв души успокоиться в Боге все же может говорить и о том, что она таки была или бывала взбудоражена волнением и переживанием. Но псалмопевец говорит, что его душа находит успокоение в Боге, что значит, что в Его присутствии и стоит искать успокоения, умиротворения и утешения (ведь оно и есть самым эффективным "средством" успокоения души). При этом данную фразу стиха, как уже было упомянуто выше, можно рассматривать и как призыв душе успокоиться в Боге, прийти в Его присутствие и найти мир и покой. 

И здесь мне почему-то вспоминаются некоторые рекомендации психологов, когда они советуют разные практики, в том числе и то, чтобы человек говорил, например, своим мышцам расслабиться, если у кого-то от стресса напряжение. Следовательно, они пытаются использовать духовный принцип слов и задействовать волю человека, но кому, как не нам, знающим о силе слов и о власти верующего, стоит использовать принцип говорения, исповедания и приказов во Имя Иисуса?! Таким образом, можно предположить, что мы можем и говорить душе: "Успокойся в Боге, потому что от Него -- мое спасение!" И возможно, это будет способствовать успокоению... 

Но как бы то ни было, суть здесь в том, что истинный покой душа человека может найти и обрести только в Боге и в Его присутствии. В этом контексте интересен комментарий на этот стих Женевской Библии (далее - ЖБ), в котором сказано: "Успокаивается душа моя -- букв. "умолкает душа моя", т.е. обретает все и ни о чем более не просит". Поскольку в Божьем присутствии душа уже обрела все, что ей нужно, то ни о чем более и не просит... Как бы нам понравилось обрести все и ни о чем более не просить -- обрести желаемый мир и покой и не просить более о нем; обрести радость, обрести счастье?.. И это все -- в Боге и в Его присутствии! В Нем мы находим все, что нам нужно и чего мы хотим. Аллилуия! А вот что об этом говорит толкование Далл.сем.: "От Бога приходит успокоенность и в самых тягостных обстоятельствах, размышляет псалмопевец, от Него приходит спасение". И вот теперь на том, что от Бога приходит спасение, мне бы хотелось остановиться детальнее.

Мы увидели, что в НЖПБ говорится о победе, а не о спасении. А Месседж и вовсе говорит более обширно, что от Бога исходит все, что нужно (впрочем, как и выше рассмотренный комментарий ЖБ). И вот мне стало интересно посмотреть на то, что же подразумевает здесь слово оригинала. Это слово "иешуа", которое согласно словарю Стронга, значит: "1. помощь; 2. спасение; 3. благополучие, процветание, счастье". И да, вот полное значение имени Иисуса, которое на иврите так и звучит "Иешуа". Так что не говорите мне, что процветание -- не от Бога, ведь оно в самом значении имени Иисуса! И если мы подставим эти значения в текст этого стиха из Псалма, то получится, что от Господа приходит помощь, спасение, благополучие, процветание, счастье. И вот меня коснулось это последнее, третье, значение...

Как прекрасно осознавать, что наше благополучие, процветание и счастье исходит именно и только от Бога, а не зависит от какого-либо человека или от обстоятельств! Ведь если бы это зависело от людей или обстоятельств, тогда не было бы оснований душе быть спокойной, так как на людей надежда тщетна, а обстоятельства столь же быстро изменчивы, как и прогноз погоды... В этом же Псалме, только несколькими стихами далее, говорится о сути человеческой, что простые люди бесполезны, а знатные -- ложь и заблуждение, и они не есть теми, кем пытаются казаться (ст.10 в Месседж). Как тогда можно быть спокойным, если существует зависимость от столь зыбкого? Правильно, никак. Но именно по причине того, что наше благополучие и счастье, и процветание не зависит ни от какого человека и не завязано на нем, а только на Боге, мы и можем быть спокойны, потому что Бог -- твердыня, надежное основание для нашего упования! 

И по сути, только это понимание и приносит покой, потому что если наше благополучие от Бога, тогда оно состоится, так как это гарантирует Его слово, обетование. Если бы оно зависело от человека, тогда оно было бы даже маловероятным, так как человеческая природа лукава: люди в большинстве неискренни и преследуют собственные интересы, движимы собственными заблуждениями... Ясное дело, что им не до устройства благополучия других! (Конечно, отношения родителей и детей и еще некоторые, как отношения в близком кругу семьи, могут быть исключениями -- впрочем, исключения подтверждают правило.)

Но вот Бог наоборот занят устроением благополучия Своих избранных, ведь в этом и через это Он хочет явить нам и миру через нас Себя и Свой характер. Потому и стесняться своего благополучия, когда мы с Богом, не следует, как и пытаться его скрыть или приуменьшить, потому что оно исходит от Бога и есть выражением и свидетельством Его славы (хотя это и не значит, что нужно трубить о нем всем и любому встречному -- в общем, нужно стараться и в этом слушать Бога). А кто как отреагирует на это явление славы Божьей в нашей жизни -- это уже их проблема, это уже будет между ними и Богом...

Итак, мы можем и нам следует искать успокоения в Боге, потому что только Он есть единственной твердыней и надежным основанием нашего упования. И мы можем быть спокойны и иметь мир и покой, потому что наше спасение, благополучие, процветание и счастье исходят от Бога, а не от людей или обстоятельств! От людей в мире может исходить "нервотрепка", так как они (в своем большинстве) не надежны и лукавы, но вот Бог дает и мир, и покой, и счастье, и благополучие... И поскольку Бог -- наш источник всего этого, а не люди, то мы и можем быть спокойны, потому что все устроится в нашей жизни, и устроится самым лучшим образом, ведь Сам Бог Всемогущий позаботится о нашем благополучии! Разве это не замечательно и не чудесно?! 

Потому нам нечего смотреть на людей -- нам следует предоставить их в руки Божьи, и если Господь и захочет кого-то использовать для нашего счастья и благополучия, то это будет для них же благословением; а кто воспротивиться Богу в этом, сам же лишит себя благословения. Но у Бога незаменимых нет -- если один противится, то у Бога найдется другой получше... Да и вообще, никакая плоть не может сказать Богу: "Нет" (Иер.32:27), -- так что Он может всех выстроить и использовать так, как Ему это нужно для исполнения Своего плана, потому и с противящимися Господь может провести свою работу так, что они в итоге в прахе и пепле, и в раскаянии прибегут исполнять волю Божью. В общем, как бы то ни было в отношении других, это все было сказано лишь для того, чтобы проиллюстрировать Всемогущество Бога и тщетность надежды на человека. 

Не на людей нам смотреть нужно, ведь не от них зависит наше счастье и благополучие! И на самом деле это самая хорошая новость, что мы не зависим ни от кого и ни от чего в своем счастье и благополучии, а только от Бога! А Бог -- верен, и Он исполнит все, что сказал нам о нас, а потому Он приведет нас к нашему счастью и благополучию, и если захочет, и если понадобиться, будет использовать людей или стечение обстоятельств, но Ему это даже и не обязательно. Так что на Бога мы и смотреть должны -- и тогда мы сможем быть и спокойны. А если наше спокойствие пошатнется, значит, наш фокус, взгляд, сместился на человека или на обстоятельства, которые не способны дать тот  покой и принести то успокоение, которое дарует Бог. 

Потому будем смотреть на нашего Бога и уповать всецело на Него, ведь наше спасение, мир, процветание и благополучие исходят от Него и только. И такое упование поможет нам и хранить спокойствие, ведь тогда мы не будем ставить себя в зависимость от людей и их поведения или от обстоятельств, а это принесет свободу... По сути, поможет нам войти в свободу, уже дарованную нам Христом, и ходить в ней (в этом аспекте душевного спокойствия и равновесия).

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Дух Святой!

И да будет так! Аминь и аминь!