Подпишитесь на рассылку
Образы в истории Рождества
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Луки 2:13-14 написано:
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Ангелы праздновали рождение Мессии воскликом хвалы. И если так праздновали Ангелы самое первое рождество, то так же следует делать и нам. При этом такое Ангельское славословие было выражением радости и ликования Небес. Наконец, Сын Божий проник на землю, чтобы исправить все, что было испорчено. Однако была ли та хвала только знаком радости?
Ведь Небеса знали, что предстоит пройти Мессии. И когда Мессия только родился, то это не положило конец сражению, а наоборот, было его началом. Еще с самого рождения были попытки свести эту радость, выраженную Ангелами, на нет: Ирод преследовал Младенца, так что Иосифу и Марии пришлось бежать. Попробуем провести параллель: агент проник на вражескую территорию, но теперь ему нужно было выполнить свое задание. Иначе говоря, земля управлялась не Богом, о чем и свидетельствует поведение Ирода, который выступил против исполнения Божьего замысла. Почему? Потому что он усмотрел для себя конкуренцию.
Интересно заметить, что уже первое рождество сопровождалось благовествованием. Пастухам радостную весть принес Ангел. Небеса напрямую возвестили человечеству о том, что произошло. Таким образом, Бог не оставил в неведении, но наоборот, как только это совершилось, так сразу это и было возвещено, да еще и указаны ориентиры по тому, как и где найти этого Младенца-Мессию. Пастухи, услышав и увидев, затем пошли рассказывать об увиденном и услышанном другим людям. Как говорит толкование Далласской семинарии, в ст. 18, где сказано о том, что люди дивились, не передано греческого значения радостного удивления. То есть все, кто слышали рассказ пастухов, переживали радостное удивление. И они это переживание перенимали от рассказчиков, что значит, что самих пастухов, прежде всего, переполняли такие эмоции.
А что же это за состояние радостного удивления? Мне пришла иллюстрация сюрприза: когда кто-то получает желанный подарок, не зная до этого о том, что он его получит, что он готовится для него, то разве в этот момент этот человек, принимающий сюрприз, не переживает радостного удивления? И дело не столь в самом подарке, сколько в этих эмоциях радости, которые благодаря сюрпризу этому человеку удалось подарить, а ему самому их испытать и пережить. Ведь без этого эмоционального наполнения материальные вещи были бы ничто и ничего бы не значили. Но поскольку у нас есть какие-то ожидания и желания, то когда они исполняются, мы радуемся.
Так и в истории Рождества. Конечно, тут немного иначе, чем в примере, ведь сам Небесный Подарок человечеству был значимым. Интересно, что в этой истории Иисусу принесли дары на Его первый День рождения, однако Он Сам был Божьим даром, Божьим подарком, человечеству для его спасения и искупления. Так что в Свой День рождения Иисус принес самый большой подарок людям, и этим подарком был Он сам. Вот как интересно получается.
И для пастухов это было настоящим сюрпризом. Чего стоит само только видение Ангелов! А потом они еще и увидели подтверждение словам Ангела -- они увидели Мессию, долгожданного в Израиле Мессию! Ну разве это не сюрприз? Да это сюрприз из сюрпризов! 400 лет Бог молчал, и тут вдруг небо посреди ночи озарилось славой Небес! Сначала пастухи испугались. Полагаю, этот испуг относился к тому, что они знали об осторожности, которую следовало предпринимать, чтобы войти в присутствие Божье. Они увидели Ангела, и часто в Писании мы видим, как люди боялись этого -- боялись, чтобы им не умереть, ведь знали, что человек не может стоять в святом присутствии Божьем. Но Ангел их успокоил, сказав, что пришел возвестить им радость. И они переполнились этой радостью -- этим радостным удивлением. Интересно проследить эту цепочку: Ангелы зарядили этой радостью пастухов, а пастухи -- всех остальных, кому рассказывали. Сами же пастухи приняли эту весть непосредственно от Ангелов.
Мудрецы тоже не остались в неведении, однако они восприняли знание о произошедшем событии через звезду. Ангельского голоса с Неба они не слышали, но они восприняли водительство через голос звезды, через её знак. Интересно, что между простыми людьми эта весть разошлась через простых людей, а между знатными -- через знатных. Мудрецы приехали в Иерусалим к Ироду и возвестили о том, что они уверенны, что родился Царь. При том они не начали свою речь с того, знает ли об этом Ирод, но они сразу же спросили, где этот родившийся Царь. Иначе говоря, они предполагали, что Ирод знает об этом событии, так что полагаю, они были удивлены, когда поняли, что Ирод не в курсе. А он об этом не знал ни сном ни духом.
И мудрецы приехали во дворец -- ну, конечно, где же еще искать Царя? Интересно, что все это время они следовали за звездой, которая и привела их в Израиль, но почему-то не последовали ей до самого конца. Да, потом, выйдя из дворца после осознания того, что там этого Царя нет, они последовали ей дальше, но тут мы можем проследить это вмешательство представлений: цари во дворцах. Как Самуил пришел помазывать нового царя по водительству Божьему, но при виде старшего сына Иессея решил, что этот самый высокий и есть тот, о ком ему Бог сказал (1Цар.16). Не усматриваем ли мы здесь себя? Мы начинаем следовать Божьему водительству, а потом вмешиваются наши представления, так что мы думаем, что Бог имел в виду то, чего Он, на самом деле, не имел в виду. Но благодарение Богу за благодать Божью: Самуил помазал именно Давида, не смотря на первое впечатление и его мысли о старшем сыне; мудрецы таки добрались до дома, где находился истинный Царь, и поклонились Ему.
И мудрецы не возвратились к Ироду, приняв откровение от Бога, из чего Ирод сделал выводы о том, что они таким образом насмеялись над ним. И чего вдруг у него возникли такие ассоциации с насмешками над ним? Полагаю, это связано с тем, что он ничего не знал о событии, так что он увидел в этом насмешку: "Раз ты ничего не знаешь, раз тебе не сказали твои мудрецы, то и мы тебе ничего не расскажем". При этом стоит заметить, какая в Ирода была вера: на основании слов мудрецов он послал истребить всех младенцев от 2-х лет и ниже! Он даже не предположил, что мудрецы могли его обмануть, а это значит, что он увидел их серьезную уверенность в рождении нового и великого Царя, которому они пришли поклониться. О, если бы все дети Божьи имели такую же веру и уверенность в слове Божьем!
Возвращаясь к способам водительства, мы видим, что они были разными, однако для каждого понятными. Господь возвестил человечество о посланном ему даре так, как это могли понять и воспринять разные люди и их социальные группы. Для пастухов звезда не значила равным счетом ничего, ведь они не могли читать по небу, так что им нужна была Ангельская помощь, чтобы понять, что произошло и к чему может быть та яркая появившаяся звезда, которую, как предполагается, все могли наблюдать. Для мудрецов же явление Ангелов было бы странным, ведь это в Израиле знали о них, а какие там в их стране на Востоке были представления о духовном мире, до конца не известно. Но они хорошо поняли звезду, и они пошли за ней, чтобы поклониться этому новому Царю. Это же надо, что им сказала та звезда, чем она их так удивила, что заставила их проделать такой путь, чтобы именно поклониться этому Царю! Другими словами, звезда их так впечатлила, что они решили, что им стоит увидеть этого Младенца. И они увидели. Они порадовались вместе с пастухами. Но были те, кто разгневались.
Такое же отношение к Мессии можно проследить и сегодня: одни с радостью принимают, а другие усматривают в этом для себя угрозу. При том что радостно восприняли пастухи и мудрецы -- никто из них не был представителем власти и государства. Ирод же ожесточился, а он был монархом, хотя и подконтрольный Риму. Так вот, деспотические политические режимы и сегодня продолжают усматривать в Христе для себя угрозу -- конечно, Христос же несет свободу, а они желают поработить. Но вот для людей простых, как пастухи, весть о Мессии несла не угрозу, а наоборот, надежду на освобождение, спасение, избавление -- и во всем этом, на светлое будущее. Сложно сказать, как восприняли это мудрецы, которые, хотя и не были простыми, как Ирод, однако все же склонились перед новым Царем и почтили Его своими дарами. Так что те, кто стремиться к свободе, с радостью воспринимают Христа. Желающие же поработить, будут Ему противиться. Хотя за такими просто стоит духовный враг, в руках которого и был инструментом Ирод.
Итак, история Рождества -- это неисчерпаемый источник откровения, впрочем, как и все Писание. Это было радостное событие, но вместе с этим это был и переход духовного сражения на иной уровень, в иную плоскость. Самая большая хвала ознаменовала самое большое явление Бога, когда-либо известное человечеству: в мир пришел Мессия, и Небесная хвала наполнила и земную атмосферу. А это, в свою очередь, показывает, что явление Бога сопровождается хвалой, так что интенсивность одного влияет на интенсивность другого. С одной стороны, произошло великое явление Божье, что можно назвать победой. Однако окончательная победа еще должна была быть обретена. Это подводит нас к другой стороне: самое интенсивное сражение еще должно было произойти, и перед этим прозвучала самая интенсивная хвала.
Как видим, славословие сопровождает вмешательство Божье, и чем оно больше, тем больше и хвала. Это показывает, что чем больше нам нужно явление и вмешательство Божье, тем большей должна быть и наша хвала. И мы видим это и в других Библейских примерах: исход и накрытие морем фараонской армии (Исх.14), сражение и победа Иосафата (2Пар.20), землетрясение при пребывании Павла и Силы в темнице (Деян.16) -- все эти случаи сопровождала хвала, и она же то ли свидетельствовала о явлении Божьем, то ли была его предзнаменованием. Так что где хвала, там и Божье явление, Его вмешательство. Поэтому, где нам нужно вмешательство Божье, там нам нужно и начинать славить Бога.
Следовательно, будем радоваться и веселиться, потому что Господь соделал великое в явлении Христа миру. И если Господь уже явил себя таким образом человечеству и обрел для нас победу, то Господь явит Себя и в нашей жизни, принеся в неё точно так же радость удивления от исполнения надежд и осуществления ожиданий и превзойдя их, как это было при первом Рождестве. Вот почему этот период столь особенный, ведь Бог явил Себя по-особенному, и мы продолжаем ожидать Его особенного явления и для нас в отношении всего того, во что мы верим и чего мы ожидаем в вере. И мы знаем закон веры и закон ожидания, что нам будет по нашей вере, что ожидающий много и ожидающий мало получит то, чего ожидает (Мф.9:29). Хотя Бог преподносит сюрпризы, превосходя все ожидания.
Аллилуия! Слава Богу!
Хвала нашему Господу!