Обратимся к 1 Царств 7:9-14: "И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его [со всем народом] во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь. И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер , сказав: до сего места помог нам Господь. Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила. И возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у Израиля, от Аккарона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль из рук Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями."

Примечательно, как в этой истории описывается то, как Бог даровал победу Израилю, и как сказано о том, что рука Божья была на Филистимлянах во все дни жизни Самуила. 

Если при священнике Илии и его нечестивых сыновьях Филистимляне победили и взяли верх, захватив даже ковчег (хотя, как мы знаем, они потом вынуждены были его вернуть назад), то когда Самуил стал судьей, то Бог наоборот избавил Израиль. И в этих стихах акцентируется на том, что Бог сделал это именно по молитве Самуила. 

Как видим, для Бога очень важен этот личный аспект. Бог не отвечал священнику Илии и отверг весь его дом; однако Бог отвечал Самуилу. При том примечательно и то, что Самуил сам не воевал -- он молился, но именно при нем Израиль и обрел победу над Филистимлянами и именно при его управлении Израилем Филистимляне и смирились.

И в контексте этого утверждения о личностном факторе, стоит вспомнить и Анну, мать Самуила. В 1 Цар. 2:21 Месседж говорит, что "Бог был добр к Анне самым особенным образом -- Он дал ей еще 3-х сыновей и 2-х дочерей". Бог был особенно добрым к Анне. Вот как еще можно объяснить Божье благоволение -- Его самая особенная доброта к кому-то. И по этой причине такого особенного отношения к Анне Бог не только исполнил просьбу Анны, дав ей одного сына, но и сделал больше и даже намного больше того, что она просила -- еще 5 детей! Не еще 1 даже, но еще 5! 

Вот как выражается благоволение Божье и эта Его особенная доброта -- Он не просто отвечает на молитвы, исполняет просьбы, но дает даже намного больше просимого... Впрочем, это то, что и произошло в истории Есфири, которая есть еще одной иллюстрацией благоволения -- она тоже получила не только то, что просила, но и больше -- все имущество Амана и назначение Мардохея на его место. 

При этом не перестает удивлять в истории Анны и то, как Бог через ситуацию её отчаяния поднял Себе одного из величайших пророков и лидеров в Израиле. Хотя верно и то, что Божье особенное отношение к Анне было не просто так -- она дала обет посеять семя столь большой важности для неё, единственного сына, и она это сделала. И вот как Бог это использовал -- Он не просто благословил Анну еще детьми, но и дал умножение её семени в пользу всего Израиля, возвысив Самуила и благословив весь Свой народ таким пророком и судьей. И это еще одна чудесная иллюстрация того, как действует Бог, используя данное Ему семя.

Возвращаясь к истории с Филистимлянами и этой битвы с ними, стоит обратить внимание также и на то, как именно Израиль обрел победу в этот раз. Интересно, что Бог не просто даровал Израилю какое-то превосходство в битве (как например, во время Давида, когда один его воин мог поразить 800 человек одним махом, скажем так), военной тактике, мудрость или что-либо подобное. Нет, здесь Бог действовал видимо и явно сверхъестественно, так чтобы это было очевидно -- Бог так прогремел среди Филистимлян, что они так испугались и в своем таком замешательстве были так поражены Израилем, что они больше не пересекали границу с Израилем, как говорит Месседж. Это стоит прочитать:

[9] Самуил взял молодого ягненка, еще не отнятого от груди, и принес его целиком во всесожжение Богу. Он горячо молился Богу, ходатайствуя за Израиль. И Бог ответил. 

[10-12] Пока Самуил приносил жертву, филистимляне приблизились, чтобы сразиться с Израилем. Именно тогда Бог прогремел, огромный удар грома взорвался среди филистимлян. Они запаниковали — массовое замешательство! — и рассеялись перед Израилем. Израильтяне вышли из Массифы и бросились в погоню, убивая филистимлян направо и налево, до места сразу за Бет-Каром. Самуил взял один камень и поставил его вертикально между Массифой и Шеном. Он назвал его «Эвенезер» (камень помощи), сказав: «Это место, где Бог помог нам». 

[13-14] Филистимляне усвоили урок и оставались дома — больше никаких пересечений границы.  Бог был суров к филистимлянам на протяжении всей жизни Самуила. Все города от Аккарона до Гефа, которые филистимляне отняли у Израиля, были восстановлены. Израиль также освободил прилегающие к ним земли от филистимлян. И между Израилем и аморреями был мир.

Мне понравилось, как описал это Месседж, что Филистимляне усвоили урок, и оставались дома -- больше никаких пересечений границы! Нечестивые люди могут переходить рамки и думать, что они могут себе позволить так себя вести, что им это сойдет с рук, что они останутся безнаказанными... Однако они могут не подозревать, что Бог уже сыт по горло их поведением, и собрался преподать им урок... И когда Он решил преподать урок, то Он прогремит столь сильным громом в их жизни, что это приведет их в полнейшее замешательство (даже панику) и перевернет их жизни верх дном... Что ж, что посеяли, то и пожнут -- портили жизни другим, и сами получат то же, а то и хуже... И эта история показывает также и то, что когда Бог решит преподать кому-то урок, то это будет так, что они его усвоят...

При этом я бы обратила здесь внимание на то, что Бог не решил преподать урок Самуилу тем, что Филистимляне собрались. Нет, как раз наоборот. Филистимляне нарвались на урок от Бога по молитве Самуила. Так что на основании этой истории я бы сказала, что если Бог и хочет кого-то чему-то научить через подобные ситуации некой конфронтации, так это оппонентов детей Божьих, которыми могут быть только нечестивцы, ведь богобоязненные люди не будут выступать против Божьих помазанных. Так что если нам придется с чем-то сталкиваться, нам нужно молиться, как Самуил, понимая то, что Бог решил этим нечестивцам преподать урок, да так, чтобы они его усвоили, и присмирели так, что больше боялись пересекать какие-либо границы, переходить какие-либо рамки. Аллилуия!

Итак, если мы следуем за Богом в послушании и стремимся исполнять Его волю, прибегая к Нему за ответом и за помощью, обращаясь к Нему как к нашему Источнику, то мы имеем благоволение Божье -- Его самое особенное отношение, из-за которого Господь дает нам не просто только то, о чем мы просим, но и даже намного больше. И если нам приходится сталкиваться с чем-то неприятным для нас, с какой-то конфронтацией, то это не потому, что Бог к нам больше не благоволит или решил нас чему-то научить, а наоборот, потому что могло прийти время преподать урок нечестивцам, которые уже далеко зашли за переступленные ими рамки. И в таком случае нам нужно, как Самуилу, молиться, и Бог ответит. И Он ответит так, что преподаст такой урок всем противникам, так прогремит в их жизни и приведет их в такое замешательство (и даже панику), что они усвоят урок, окончательно присмирев и даже боясь больше высунуться... Как чудесен наш Бог!

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь и аминь!