В 3-й книге Царств 17:2-16 читаем:

² И было к нему слово Господне: ³ пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; ⁴ из этого потока ты будешь пить, а во́ронам Я повелел кормить тебя там. ⁵ И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. ⁶ И во́роны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. ⁷ По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю. ⁸ И было к нему слово Господне: ⁹ встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. ¹⁰ И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. ¹¹ И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. ¹² Она сказала: жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. ¹³ И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ¹⁴ ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. ¹⁵ И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. ¹⁶ Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

Рассмотрим некоторые аспекты этой чудесной истории.

Во-первых, привлекает внимание то, что Бог сказал Илии удалиться из Самарии и пойти в пустыню. Толкователи считают, что это было продиктовано и необходимостью обеспечения безопасности для Илии, которого вскоре стал преследовать и искать повсюду Ахав. При этом Месседж это повеление Илии передает как: “Пойти и быстро...” -- т.е. Илия должен был даже быстро уйти и не медлить. Интересно, что Бог не оставил его в Самарии или где-то в Израиле, там пообещав ему обеспечить безопасность, но повелел ему уйти, и даже уйти быстро в пустыню...

Но как он выживет в пустыне? Ведь Бог не повелел ему пойти в какую-то иную изобильную страну... Однако у Бога был путь обеспечения Илии -- Он повелел воронам кормить его. Как говорит толкование Далласской семинарии, птицы, которые о собственных птенцах не заботятся, регулярно приносили пищу Илии. Как видим, Бог может повелеть заботиться о Своих избранных тем, кто совсем не из тех, кто может восприниматься как заботливые и которые не есть такими сами по себе, но будут действовать определенным образом просто только потому, что им повелел и ими двигает Бог, так что и в заслугу это им не стоит приписывать. При этом толкователи предполагают, что птицы приносили еду издалека, где не было голода. Однако какая была разница Илии, где эти птицы брали для него еду -- ему нужно было только взять то, что сбросила для него “небесная доставка”, а это было дело Божье указать птицам, где и что взять, и куда отнести. 

Но так часто мы пытаемся вычислить, где и что взять, как нам это получить, кто же или как же это можно доставить себе, однако это не наше дело, но дело заботы Божьей о нас, когда мы в месте послушания и доверия Богу. Наше дело только доверять Богу, быть в послушании, как Илия, и принимать Божественную доставку, а все остальное -- это дело заботы Божьей о нас. И Он знает, где и что взять, и как нам это доставить. Аллилуия!

Затем поток высох, и Господь дал новые указания Илии. И вот это мы так себе читаем, что Бог повелел Илии пойти туда-то, к такой-то вдове... Но если вспомнить, как Иудеи отреагировали на слова Иисуса о том, что Бог послал Илию к вдове именно в Сарепту Сидонскую, то можно увидеть, что все было не так уж просто в отношении того, чтобы Илии туда пойти... Толкователи говорят, что та вдова была соплеменница нечестивой Иезавели. Можно предположить, какое отношение было у Илии к Иезавели, что автоматически могло проецироваться и на её народ... Но Бог повелел ему пойти к язычнице, соплеменнице нечестивой Иезавели! И Илия покорно послушался...

Так часто верующие не хотят иметь никакого дела с теми, кого они считают не столь праведными, как сами... Так часто мы желаем оградиться от тех, кого считаем большими грешниками, кто не похож на нас, кто имеет другие культурные, религиозные ценности... Впрочем, женщина та чтила Бога Израилева, что видно из её слов и почтительного отношения к израильтянину Илии. Потому если Бог посылает нас куда-то, нам не нужно руководствоваться предубеждениями, но покорно повиноваться Богу, потому что если Он посылает нас, значит, нас там примут с уважением, как приняла Илию вдова-язычница. Потому не нам нужно бояться язычников, но это им нужно бояться избранных Божьих, ведь если проявят непочтение, то к ним придет суд.

Хотя дело было здесь не только просто в том, чтобы Илии пойти туда, но он должен был там жить, да еще и оказать милость этой соплеменнице Иезавели. Как говорил Иисус, ни к одной вдове в Израле не был послан Илия, чтобы еда в её доме не убывала, но именно к этой соплеменнице нечестивой Иезавели! Мы можем себе это представить, чтобы пойти и жить в доме, и быть благословением для тех, к кому мы обычно испытываем неприязнь и даже крайнюю?.. Но вот, кажется, что Бог на эти человеческие границы не смотрит... 

В этом контексте хочется вспомнить еще некоторые библейские примеры. Иосиф, например, был возвышен в Египте -- в центре оккультизма и поклонения идолам в то время. Ему пришлось непосредственно взаимодействовать с самыми настоящими грешниками, а его жена была дочерью жреца, а жрецы Египта творили то, что было мерзостью для Бога. Кажется, нам подобное сложно даже представить сейчас, однако у Иосифа была на это милость и благодать Божья, и Он был возвышен именно среди таких людей, а не среди своих братьев. Братья его отвергли и хотели убить, а иноплеменники и язычники возвысили и оказали почесть его мудрости. 

При этом и Иосиф вел себя мудро -- нам не говорится, чтобы он пришел к фараону и начал рассказывать ему, какой тот грешник и как неправильно поклоняться идолам, однако он свидетельствовал иначе -- он сказал, что его Бог даст ответ фараону, который не смог дать никто: никакой идол или жрец. Так часто христиане хотят бить по голове Библией других, обличая их, и это ни к чему не приводит; но Бог посылает нас приносить людям ответы, которые никто не мог им дать, и этим свидетельствовать им о нашем Боге. 

То же самое было и в жизни Даниила -- он попал во дворец нечестивого Халдея-идолопоклонника (ведь, как считается, в Вавилоне тогда находился храм, как предполагается некоторыми, в восстановленной части (чуть ли не по приказу Навуходоносора) Вавилонской башни храм идола, который считался покровителем Вавилона, который был крупнейшим центром такого идолопоклонства в то время), притеснителя своего народа и должен был служить ему! При этом вспомним и то, что для евреев было мерзостью даже находиться в доме язычников. 

Например, когда Иудеи просили Пилата распнуть Иисуса, они не вошли к нему внутрь, чтобы им не оскверниться, так что Пилат вышел к ним. Хотя и в этом видим их лицемерие -- они боялись оскверниться, войдя в дом язычника, однако не боялись распять Иисуса -- вот суть их законничества, которое, как говорил Иисус, процеживало комара, но пропускало верблюда, или как мы сейчас говорим, слона. И вот хотя для евреев было мерзостью находиться в доме язычников, согласно закону Моисея, Иосиф жил в доме Потифара, а потом имел свой дом среди Египтян, будучи управителем дома фараона (хотя это было до закона Моисеева, однако сути это не меняет, что язычники не были приятны евреям, и наоборот, евреи были мерзостью для Египтян). Илия и Даниил (уже после закона Моисеева) точно так же должны были жить в доме язычников -- Илия должен был пойти ко вдове в Сарепту, а Даниил был взят во дворец Навуходоносора. 

Так как же это получается, что Бог Сам толкал этих людей на неисполнение Своего закона и к осквернению? Нет, однако нужно иметь правильное понимание путей Божьих и в этом свете толковать закон согласно и милости, и благодати Божьей, а не руководствоваться суто буквой закона. (Как и в толковании говорится в отношении того, что вдова стала обвинять Илию в том, что произошло позже с её сыном, что люди, “плохо разбирающиеся в путях Божиих, склонны в каждой своей личной трагедии видеть Его карающую руку”.) И вот примечательно, что ни о какой дискриминации ни для Иосифа, ни для Даниила по их происхождению не было, хотя евреи и были мерзостью для Египтян, в частности. Так что это когда люди действуют без Бога, тогда может иметь место что-либо подобное, но когда избранные Божьи идут с Богом, то для того, чтобы возвышаться, а не терпеть дискриминацию (ведь не для этого последнего Бог ведет и посылает Своих избранных в определенные места, в которых поставляет их).

Возвращаясь к этой истории Илии, вновь хочется немного остановиться на Божьем обеспечении. Сначала Господь заботился об Илии, но потом повел его ко вдове, так что через Илию Господь заботился и о ней, и через неё -- об Илии. Можно предположить, что это может указывать на некоторые периоды роста и развития в Боге: сначала Господь заботиться суто о наших нуждах, являя нам Себя как нашего Обеспечителя, однако потом по мере нашего роста в Боге и доверии Ему Он ведет нас к тому, чтобы через нас заботиться о других и благословлять их, и в то же время чтобы через это благословлять и нас. Ведь масло и мука не убывали в кадке вдовы, так что формально она кормила его, однако это стало для неё возможно только потому, что она кормила Илию. Потому можно предположить, что некоторое Божье обеспечение будет открываться для детей Божьих только тогда, когда они откроют свою кадку и для других (как вдова для Илии), в то же время будучи готовыми и принимать помощь от других, даже от тех, от кого, может, лучше и не хотелось бы (как Илия должен был принимать еду от язычницы).

И примечательно также и то, что Илия пришел к вдове только и как раз тогда, когда у неё осталась последняя еда. Как видим, Бог послал ей Илию вовремя, но не ранее. Пока у неё еще была еда, Илия был ей не нужен; но когда она уже нуждалась в помощи (и можно сказать, что отчаянно нуждалась), тогда Господь и послал ей Илию, у которого тоже поток высох, и в этом их взаимодействии они нашли обоюдное благословение... Дивные дела и пути Божьи! И это показывает, что нам не нужно волноваться и переживать, и бояться (как и Илия сказал вдове не бояться), потому что Божий ответ нам придет как раз тогда, когда нужно, и все будет хорошо. С женщиной не случилось того, чего она ожидала на основании видимого, потому что Бог послал ей Илию. Так и нам нужно ожидать, что Божий ответ придет вовремя, и не руководствоваться видимым.

И теперь еще один важный факт: кадка наполнялась только после того и по мере того, как истощалась. Женщине нужно было сначала опустошить свою кадку, приготовив еду Илии, прежде того, как там вновь появилась мука для пищи ей и сыну. Женщина должна была готовить каждый день еду на всех -- и на себя, и на Илию, чтобы кадка пополнялась. Если бы она не использовала ресурсы, они не пополнялись бы. И они пополнялись ровно на столько, на сколько использовались. 

Так часто мы желаем и ожидаем, чтобы кадка наполнилась до того, как мы используем то, что в ней, однако с Богом это так не работает -- кадка наполняется тогда, когда мы её опустошаем. Следовательно, нам не нужно бояться опустошить свои запасы, банковский счет и т.д., потому что это лишь даст возможность Богу наполнить наши кадки вновь. И насколько мы опустошим и используем имеющиеся у нас ресурсы, настолько же придет и умножение от Бога. Так что умножение приходит по мере использования в Царстве Божьем. 

И вот это касается только обеспечения Божьего, потому что в естественном люди боятся этого опустошения, как та вдова говорила, что они съедят последнее и все, ведь откуда ей было взять еще?.. Потому люди не зная, откуда взять еще, и боятся опустошать свои запасы, но с Богом этого бояться не нужно, ведь Он знает, откуда взять еще, и может сделать так, что масло и мука просто не будут убывать, но вновь и вновь будут пополняться чудесным образом. Потому нам не нужно ограничивать Бога, ведь у Него есть путь, как позаботиться о Своих детях -- то ли воронов послать, то ли масло и муку обновлять, делая так, чтобы их не убывало... Но как бы то ни было, Господь не оставит без Своей заботы тех, кто всецело зависит от Него.

Итак, у Бога есть удивительные пути и способы того, как позаботиться о Своих детях, потому нам нужно просто в доверии и послушании следовать за Господом. И таким образом, Господь приведет нас в место и безопасности, и Его обеспечения для нас. Потому нам нужно не бояться, что у нас не хватит, и не бояться опустошать свои запасы, потому что Бог пополнит их вновь. И Его ответ, Его обеспечение придет к нам как раз тогда, когда нам это будет нужно. Так что нам остается доверять Богу и ожидать от Него, и Он явит нам Свое обеспечение и помощь, и благословение, ведь Он знает, где и что взять, и как это нам доставить. И Он верен, потому не подведет, потому и написано, что верующий в Него не постыдится.

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части послушания и доверия Дух Святой!

Аминь!