В Посл. к Римлянам Рим.8:35-37 написано:

³⁵ Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: ³⁶ «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». ³⁷ Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

Не смотря на все обстоятельства, о которых Павел упоминает в ст.35-36, он утверждает, что верующие, и он в их числе, все сие преодолевают. В современном мире много вызовов, хотя, может, и не столько, как раньше (ведь если в средневековье, например, вражеские набеги и все исходящие последствия из этого было частым явлением, то сегодня большая часть людей живет в мире). И с одной стороны, некая тепличность условий приучила людей к комфорту, так что малейший дискомфорт может уже пугать; но с другой стороны, все же и в наше время человечество сталкивается с реальными вызовами, которые, действительно, вселяют в людей страх о будущем. И как мы будем реагировать на эти вызовы? Павел бы отреагировал так, как мы прочитали: "Все сие преодолеваем силой Возлюбившего нас".

И почему Павел имел способность так реагировать и не бояться, и не позволять никаким трудностям, вызовам, бедствиям остановить его? Ответ здесь же: потому что он смотрел на силу Божью и на то, что она может сделать со всеми вызовами и трудностями. Но как смотрим и реагируем мы? Видим ли мы силу Божью, которая больше и сильнее любого вызова, с которым только может столкнуться человечество? Видим ли мы неограниченную в крепости и могуществе силу Божью, которая укрепит нас и поможет нам, и сохранит нас, и защитит, и восстановит? Ведь если мы будем видеть силу Божью, которая больше, а не сами только вызовы вокруг, то они не будут нас обескураживать. Но если мы только и видим, что происходящее в мире, и забываем о силе Божьей, следствием чего мы начинаем воспринимать ситуацию, как будто бы мы сам-на-сам с этим, то это и вызывает реакцию волнения, это и дает место страху.

И вот если посмотреть на употребленное в оригинале греческое слово "гиперникао", то его значения, согласно словарю Стронга, такие: "(уверенно) преодолевать, одерживать превосходную победу". Потому Павел буквально говорит, что сила Возлюбившего нас дает нам способность не просто даже вынести, перенести, устоять, удержаться на ногах и выстоять, но уверенно преодолеть и одержать превосходную победу над любыми вызовами и трудностями! И если в нас эта сила Возлюбившего нас Бога в постоянном действии, то нам нечего бояться, потому что все, с чем бы мы ни соприкоснулись и что бы ни соприкоснулось с нами, мы уверенно преодолеем и одержим над этим превосходную победу!

Вот как это место Писания сформулировано в других переводах. Расширенный перевод Библии (РПБ) говорит: "Однако во всем этом мы больше, чем победители, и одерживаем неоспоримую победу благодаря Тому, Кто возлюбил нас [так сильно, что умер за нас]". Новый живой перевод Библии (НЖПБ) передает это так: "Нет, несмотря на все это, ошеломляющая победа за нами через Христа, Который нас возлюбил". Современная английская версия (САВ) формулирует немного иначе: "Во всем мы одержали больше, чем победу из-за любящего нас Христа". И вот здесь интересно, что же это за больше, чем победа? Что может быть больше победы? Вероятно, полный триумф в неопровержимой и неоспоримой, и необратимой вспять победе...

И теперь рассмотрим Месседж, в котором ст.35-37 отдельно не выделен, но стихи 31-39 приведены одним блоком, потому и рассмотрим этот блок целиком со ст.31, ведь эта формулировка стоит того: "Так что вы думаете? Когда Бог на нашей стороне, как мы можем проиграть (или потерпеть поражение)? Если Бог не колебался, рискуя всем ради нас, принимая наше положение и подвергая Себя худшему, послав Своего собственного Сына [умереть за нас], [то] есть ли что-нибудь еще, что Он бы с радостью и добровольно не сделал для нас? И кто сможет (букв. "посмеет") тягаться с Богом, плохо обращаясь с избранными Божьими? Кто осмелится даже показать пальцем [в смысле кто посмеет тронуть пальцем]? Тот, Кто умер за нас - Кто воскрес за нас! - в данный момент стоит в присутствии Бога и заступается за нас. Как вы думаете, сможет ли кто-нибудь вбить клин между нами и любовью Христа к нам? Никак! Ни неприятности, ни трудности, ни ненависть, ни голод, ни бездомность, ни издевательские запугивания, ни удары в спину, ни даже худшие грехи, перечисленные в Писании: "Они хладнокровно убивают нас, потому что ненавидят Тебя. Как беззащитных уток, они настигают нас одного за другим". Ничто из этого не расстраивает нас, потому что Иисус любит нас. Я абсолютно убежден, что ничто - ничего из живого или мертвого, ангельского или демонического, сегодняшнего или завтрашнего, высокого или низкого, мыслимого или немыслимого - абсолютно ничто не может встать между нами и Божьей любовью из-за того, как Иисус, наш Учитель, обнял [и держит в объятиях] нас".

 И теперь интересно заметить, что это место Писания связано с написанным в Авв.3:17-19, так как РПБ с этого места Писания дает ссылку на Рим.8:37. И если сравнить их, то хоть сходство, может, и не абсолютно очевидное, но близость главной мысли сказанного прослеживается:

¹⁷ Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — ¹⁸ но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. ¹⁹ Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! 

Как видим, здесь пророк тоже говорит о том, что не важно, что будет происходить вокруг него, а он все равно будет радоваться о Господе и утешаться Им! Следовательно, в любом случае и у нас есть надежда на утешение Божье. И кстати, эта же идея созвучна с наставлением Павла о том, чтобы всегда радоваться (Фил.4:4). Так что это возможно... И да поможет нам в этом Господь! Так что пусть никакие мелочи нас не расстраивают (ведь если Павла не расстраивали его трудности, то тем более всякие мелочи не должны расстраивать нас).

И мне понравилось сказанное в комментарии Женевской Библии (ЖБ) на написанное в Авв.3:19 о том, что Господь возведет на высоты: "Вера – динамическая сила, торжествующая над всеми опасностями". И по сути, эта же мысль о торжестве и победе повторяется в Рим.8:37. По этой причине нам не то, что не нужно бояться даже, но мы можем радоваться и иметь мир, утешаясь нашим Богом. И вот в этом я как раз усматриваю главную причину того, что пророк смог так говорить, что он все равно будет радоваться, ведь Он видел Бога над всеми обстоятельствами и ходом событий, так что если Бог направляет ход событий, то разве Он не может позаботиться о Своих избранных, не зависимо от происходящего в мире? Конечно, может и, конечно, позаботится!

И для того, чтобы лучше увидеть настрой пророка, стоит обратиться к другим переводам и посмотреть в них стихи 18-19 Авв.3. Так, САВ говорит: "Но я все равно буду праздновать, потому что Господь Бог - мой Спаситель. Господь дает мне силы. Он делает мои ноги такими же уверенными, как у оленя, и помогает мне стоять на горах". Как видим, пророк говорит, что Бог дает ему силы, и полагаю, что в т.ч. и радоваться, и праздновать, независимо от того, что он наблюдает во внешнем. И это, опять-таки, созвучно со сказанным Павлом о силе Возлюбившего нас. Так что они оба взирали на силу Божью, что значит, что она для них была большей реальностью, чем их трудности.

И здесь заложена еще одна интересная мысль о том, что Господь дает способность стоять на вершине, делая ноги крепкими и уверенными, как у оленя -- подразумевается, горного оленя. А ведь чтобы бегать по горам, действительно, нужна крепость и сила в ногах. И этот образ говорит мне о том, что, во-первых, Господь укрепляет нас и наши позиции так, чтобы мы не просто могли удержаться и устоять, но чтобы мы стояли крепко и уверенно -- т.е. непоколебимо ничем и никем. А это может значить и то, что и внешние бедствия мира нас не затронут, если Господь так укрепляет нас, наши позиции. И во-вторых, нужна сила и крепость, чтобы и взойти на вершину и удержаться на ней, и это место Писания говорит нам о том, что Господь дает нам необходимую силу и крепость, и это есть частью Его работы в нас и для нас в том, что Он возводит Своих избранных на вершину для того, чтобы использовать их там и творить Свою волю, исполнять Свой план.

А теперь обратимся к Месседж, который раскрывает еще один важный аспект настроя, или отношения, пророка: "Я радостно восхваляю Бога. Я вновь и вновь радуюсь о моем Спасителе Боге. Рассчитывая на то, что Божье правление преобладает, я набираюсь духа и набираюсь сил. Я бегаю как олень. Я чувствую себя королем горы!" Что в этой формулировке дает способность пророку чувствовать себя так? Его упование на Божье правление, которое преобладает над любым другим правлением какого-либо человека, начальника, власть имеющего в мире сем!

Но когда нам не нравится правительство страны, в которой мы живем, и их действия, и последствия, то как мы себя чувствуем? К сожалению, чаще всего не так, как здесь пророк... Но ведь вокруг него все было намного хуже, чем действия и последствия правительства нашей страны проживания на земле! Потому вот что мы должны видеть большей реальностью -- преобладающее и господствующее, и всегда побеждающее Божье правление, а не правление человека! И это даст нам способность чувствовать себя так, как пророк -- "королем горы", потому такое виденье и восприятие ставит нас в положение господствующего и того, кто решает властью имени Иисуса, вместо положения жертвы, которая то и может, что только жаловаться и быть недовольной, не имея какой-либо способности или возможности на что-либо повлиять, что-либо изменить...

Итак, никакие трудности или даже бедствия, которые мы можем наблюдать в мире, не должны нас пугать и расстраивать, потому что сила Божья нас защищает, поддерживает, укрепляет и делает нас больше, чем победителями, так что мы имеем всю силу, для того чтобы уверенно преодолеть любые трудности, обретя превосходную и даже ошеломляющую победу силой Божьей, действующей в нас и через нас, и для нас. И чтобы не бояться и не расстраиваться, но иметь способность сохранять мир и радость, нам нужно взирать на нашего Бога и видеть Его правление и Его силу большей реальностью, чем что-либо вокруг; нам нужно утешаться нашим Богом в уповании на Его заботу о нас и на Его устроение всего для нас. Потому станем славить и прославлять, и восхвалять нашего Господа, станем хвалить и благодарить Его вновь и вновь -- и это не только поможет нам сохранять правильный настрой, но и будет высвобождать сверхъестественное действие силы Божьей для нас в нашу пользу, чтобы установить для нас ошеломляющую победу во всем и относительно всего, которую Христос уже отвоевал для нас.

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь и аминь!