В книге Исаии 43:3-4 написано: "Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою".

Большинство людей (если не сказать все) привыкли воспринимать чью-то значимость на основании социального и материального положения, однако Бог смотрит не так. Для Бога никакой из этих факторов не имеет никакого значения, кроме фактора Его избрания. Что представлял (и представляет) собой Израиль без Бога, и кем был Авраам, когда Господь призвал его? Без Бога что Израиль, что АвраАм не состоялись бы. Так что избранный Богом в момент избрания может ничего собой не представлять -- с естественной точки зрения его ценность может быть нулевой, однако не для Бога. Для Него ценность и значение имеет то, что Он избирает, а точнее те, кого Он избирает.

В прочитанном отрывке говорится о Египте, Ефиопии и Савее, отданные в выкуп за Божьего избранного. А что собой представляли эти страны? Они были самыми могущественными, самыми влиятельными и самыми богатыми странами того времени. Что стоил Израиль по сравнению с ними? Да его вообще тогда еще не существовало как отдельного государства, когда Египет уже достиг своей мощи! Но для Бога вся эта естественная человеческая мощь и богатство, и слава не представляла собой никакой ценности, а потому с легкостью, не задумываясь Он мог отдать их всех вместе взятых в выкуп за Израиль, за Своего избранного! Ценность и значимость для Бога представляют Его избранные, и это место Писания дает нам представление, какую -- оно показывает, что Бог даже готов отдать все ценное и лучшее мира, ведь для Него это все не стоит ровным счетом ничего. Самое богатое (как Египет) в выкуп за ничего незначащее? Абсурд?! Нет, но мудрость Божья, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом.

И если подумать, то главное преимущество Израиля и тот фактор, который его выделяет -- это именно фактор Божьего присутствия и благословения среди них. Евреев недолюбливают все другие нации. Это факт, который говорит о том, что они выделяются из толпы, они особенные, они не такие, как все. И почему? Потому что они глава, а не хвост; они дают взаймы, а не берут взаймы -- и это ничто иное, как благословение Божье. Да, и им пришлось претерпеть многое за всю историю, однако сам факт их существования в современном мире еще раз говорит о том, что с ними -- Бог, иначе невозможно было пройти через все пленения, изгнания, рассеяния, геноциды и выжить, сохраниться как нация, да еще и возродить государство, лидирующее во многих отраслях! Это точно должен был быть Бог! Это было возможно только сверхъестественно.

И это все описано не для того, чтобы все смотрели на Израиль, завидовали им и стремились стать евреями -- нет. В Иисусе есть лучший путь, однако мы не об этом. Израиль в данном случае называется Божьим избранником и выступает в качестве его прообраза. А исходя из этого, мы можем увидеть, что выделяет Божьих избранных -- фактор Божьего присутствия в их жизни; мы можем увидеть ценность Божьего избранника для Бога -- она больше, чем все человеческое значащее вместе взятое! Ведь ничто естественное, материальное, человеческое не имеет для Бога никакого значения; но значение имеет дело Божье, творение Его рук, Его шедевр. А какой мастер не отдаст за свой шедевр все?..

И почему Божий избранный -- это дело рук Бога? Потому что Бог делает его тем, кем он должен быть, чтобы исполнить Божье предназначение. Для того, чтобы увидеть это более наглядно, обратимся к написанному в Ис.41:14-16 в переводе Месседж: "Ты чувствуешь себя скромным червем, Иаков? Не бойся. Чувствуешь себя хрупким насекомым, Израиль? Я тебе помогу. Я, Бог, хочу тебя успокоить. Бог, который выкупает тебя, Святой Израиля. Я превращаю тебя из червя в борону (зубчатое орудие для рыхления почвы -- прим. при переводе), из насекомого -- в железо. Как борона острыми зубами, ты сгладишь горы, превратишь эти крутые старые холмы в суглинистую почву. Ты откроешь грубую почву для погоды, взрывов солнца, ветра и дождя. Но ты будешь уверенный и буйный (в смысле, "буяющий", исполненный или характеризующийся живой энергией и восторгом -- прим. при переводе), пышно растущий (также: экспансивный, обширный, расширяющийся -- прим. при переводе) в Святом Израиля!"

И здесь важно обратить внимание на то, что Бог делает, а именно превращает слабое в нечто настолько прочное, которое будет разбивать горы и холмы. Ведь что такое насекомое? Израиль в его маленьких размерах по сравнению с мощью великих империй мог точно выглядеть, как червь. Однако не с Богом. Господь сказал, что это мелкое насекомое Он превращает в железо -- один из самых прочных материалов до сих пор известных человечеству, так что это железо распылит и выровняет, сведет на нет всю пышность величающегося знатного и кажущегося значащим. Так что в итоге получается, что это по сравнению с избранными Божьими и тем, что Бог делает через них, вся пышность, все раздутое величие мира оказывается червем и насекомым... Хотя нет, даже не так -- оказывается пылью, раздутой пылью, даже не её "кучкой". 

Вот дело Божье! Вот что имеет значение для Бога -- то, что творит и делает Он! И конечно, Ему нужны добрые инструменты, потому Божьи избранные и значат для Бога больше, чем кто-либо иной, который не приносит делу Божьему никакой пользы. Это как мастер ценит хорошие инструменты больше, чем красивые побрякушки. Так что весь мир -- говоря образами рассматриваемого места Писания: Египет, Ефиопия и Савея -- это лишь побрякушки для Бога, ничего не значащие в сравнении с одним Божьим избранным -- добрым инструментом в Его руках.

И конечно, нужно понимать все правильно. Бог так полюбил мир, что отдал Сына. Уплаченной Богом цены хватит для всех и за всех, если говорить с точки зрения спасения и искупления. Однако если мы сопоставляем мирское, человеческое и Божье, то очевидно, что преимущество будет на Божьей стороне, в Его деле будет бОльшая ценность. А поскольку избранный Божий и Его помазанный есть таким же делом Божьим, то и он будет иметь большую ценность и значимость, чем что-либо в безбожном мире и чем кто-либо, живущий без Бога.

Поэтому, понимая такую нашу ценность и значимость для Бога, будем и смотреть на себя и на других в безбожном мире соответственно, не позволяя никакому человеческому напыщенному и раздутому видимому величию разубедить нас в этом. Мы -- ценны для Бога, и ценны настолько, что Он отдаст все остальное в выкуп ради нас. Так что мы должны понимать, что чисто внешняя значимость без Бога на самом деле ничего собой не представляет -- не несет в себе никакой ценности в Божьих глазах. И хотя сейчас это может быть не видно и не очевидно, однако впоследствии то, что сделает Бог через Своих избранных просто разнесет в пух и прах все человеческое величие, так что из гор и холмов останется ровная вспаханная почва... 

А потому нам не следует смотреть на видимое и руководствоваться им, потому что оно -- изменчиво и обманчиво, как и предубеждения, как и первое впечатление в большинстве случаев. Однако дело Божье -- вечно, и это наша привилегия участвовать в нем в качестве Божьего инструмента. И через этот инструмент Бог покажет Свое величие и явит Свою славу, так что это превосходство, явленное через Божьих избранных, затмит все величие и пышность естественных человеческих усилий и достижений, посрамив их высокое положение. Вот к чему нас ведет Господь как Своих избранных, и вот как нам на всех нужно смотреть и как все воспринимать... Когда это будет? У Господа времена и сроки, однако мы уже знаем, что Он не станет медлить и тянуть лямку -- Он ускорит совершить это в свое время.

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в нашей части Господь!