В Ев. от Марка 16:1-4 написано:

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

Стоит остановиться сначала на поведении женщин. Кажется, оно типичное, впрочем, как и в учеников в этом случае: одни шли к пещере, не ожидая воскресения, а другие даже не то, что не ожидали воскресения, но не поверили, когда им об этом рассказывали (ст.11). И все были напуганы происходящим.

При этом женщины шли на рассвете к пещере, заботясь о том, кто им отвалит камень. Перевод Месседж говорит о том, что они заботились, волновались в голос, вероятно, друг другу высказывая свое волнение и заботу или предположения о том, как же они смогут попасть в пещеру. И с точки зрения воскресения поведение, что одних (женщин), что других (учеников) выглядит абсурдным.

Однако ничего ли нам это не напоминает? Ни на кого ли не похоже? К сожалению, создается впечатление, что мы сами часто можем вести себя столь же абсурдно с точки зрения воскресения и соделанного Иисусом. Мы волнуемся и заботимся о том, о чем совсем не должны. Потому что это может быть либо и вовсе не наше дело, которое совсем не следует предпринимать с точки зрения Божьих обетований (ведь если бы они ожидали исполнения слова Иисуса о воскресении, то не шли бы к пещере помазывать Его Тело), либо нам нужно просто доверять Богу в том, что Он выполнит Свою часть, исполнив то, что пообещал. Ведь камень был весьма велик. Для меня это символизирует невозможное с точки зрения человека, так как женщины сами не могли отвалить камень. И о чудо, камень отвален!

Рассматривая этот образ неподъемного камня и той трудности, которую он представлял для женщин, можно увидеть и некую аллегорию на воскресение. Оно было невозможным для людей -- "неподъемным", неосуществимым, с точки зрения человеческой силы. По этой причине все ученики и испугались. Однако для Бога нет ничего невозможного. Тем более, что это было Его слово и обещание, записанное в Писании, что Он не оставит души Своего Помазанника в аде (Пс.15), что было прямым и непосредственным обетованием Иисусу. И это обетование, в то же время, выражало Божий план. И Бог исполнил Его Своей могущественной силой. Поэтому камень был отвален не ради женщин и не для женщин, но ради Иисуса и для Него.

И стоит заметить, что есть еще одна и только одна похожая история в Евангелиях, где присутствуют те же элементы: пещера, отваленный камень и воскресение после некоторого времени (4-дневного) пребывания тела в пещере -- это история Лазаря. Если рассматривать только её, то кажется не совсем понятным, почему же Иисус ждал столько и не шел к нему, чтобы исцелить его. Нет, Иисус должен был пойти и воскресить (а не исцелить), и воскресить именно спустя 4 дня. Таким образом, если посмотреть комплексно, с перспективой воскресения самого Иисуса, то картина проясняется. Я вижу, что это все символически. Это все образ воскресения Иисуса и указатель на него. Ученики, видев пример истории с Лазарем, по идее, могли не удивиться и воскресению Иисуса, ведь в чем разница-то? Однако у них была совершенно иная реакция...

И к сожалению, так часто мы можем ловить себя на том же. Мы встречаемся с чем-то неподъемным для нас в мире и начинаем волноваться и заботиться о том, как же нам отвалить этот камень -- как нам самим справиться с этим. Но хорошая новость в том, что нам самим-то и не нужно с этим справляться, потому что у Бога есть Ангелы, которые выполнят в этом свою работу. От нас же требуется доверять Богу. Нам же следует учитывать этот Божий фактор, чтобы вместо волнения о неподъемном для нас, мы благодарили Бога за Его ответ, явленный Его силой. Ведь что такое для силы Божьей был тот камень, по сравнению с воскресением? 

Однако мы часто смотрим так же, как женщины: мы смотрим на камень и видим в нем проблему, в то время, как он и вовсе может не быть нашей проблемой или не быть проблемой вовсе (потому что им нечего было мазать -- Тела не было в результате воскресения), или воспринимаем на личный счет то, что давно уже оплачено Иисусом. Он -- воскрес! Нет ни камня, ни Тела в пещере! Нам не о чем волноваться или заботиться, потому что обо всем уже позаботилась сила Божья. Так что нам не нужно думать о «неподъемности» камня, а смотреть на все с точки зрения силы Божьей и соделанного Иисусом. А с этой точки зрения камень отвален! С этой точки зрения все проблемы, трудности и вопросы уже решены силой Божьей! Потому в этом виденье нам не остается места и повода недоумевать, как же мы потянем, как же мы поднимем неподъемное, а это значит, что мы смотрим на все так, что камень отвален силой Божьей, что значит, что никакой трудности или проблемы нет, потому что с ними уже разобралась сила Божья, потому что Иисус уже за все заплатил, все обеспечил.

И как уже было упомянуто, камень был отвален не для женщин и не ради них в этом случае. Да, все, что сделал Иисус, Он сделал ради нас. Но вот то, что делает для нас Бог-Отец, Он делает ради Иисуса. Он исполняет наши просьбы ради Иисуса и Его Жертвы. Он восполняет наши нужды ради Иисуса и соделанного Им. Он посылает исцеляющую силу ради ран Иисуса, обеспечивших нам право на исцеление (как и само исцеление). Потому нам нужно видеть Иисуса, прежде всего, а не камень, потому что Его воскресение намного важнее. Потому что Его Жертва больше чего бы то ни было, что может казаться неподъемным, а уплаченная Им цена -- больше любой назначенной, выставленной, миром. 

Но вместе с этим, если мы будем смотреть на воскресение -- т.е. ожидать действия силы Божьей так, как Он нам это открыл, -- то и камень нас не будет волновать, ведь он со своими размерами будет совсем не нашей заботой. Так что нам не нужно тратить время попусту на заботу и волнение о том, что совсем не имеет значения с точки зрения исполнения Божьего Слова. А для этого нам следует и поступать соответственно, не покупая ароматов, чтобы идти помазывать Тело, которого в пещере больше нет. Во свете этого видим, что даже не естественные и логичные поступки становятся здравыми, но те, которые есть действиями по вере, по слову Божьему. И в этом случае поступок по вере женщин заключался в том, чтобы им пребывать в доме (вероятно, там, где они собирались или останавливались ранее с Иисусом) в Галилее и ожидать встречи с Иисусом, ведь Он сказал, что по воскресении предварит их именно там, в Галилее.

И вот интересно, что в этой истории никто не продемонстрировал поведение по вере в том смысле, что ученики не поверили, а женщины ужаснулись. Никто не ожидал воскресения! Однако это не помешало Иисусу явиться им. И таким образом, Он исполнил Свое слово о том, что они еще увидятся после воскресения. Хотя когда они впервые Его увидели, то испугались. Казалось бы, чем уже удивишь учеников, которые видели столько чудес Иисуса? Интересно, Лазаря они тоже испугались, когда тот вышел по воскресении его Иисусом? Но как бы там ни было, это показывает человеческую природу и её абсурдность: хотя мы и могли уже неоднократно переживать явление Божьей славы, очередное дело Божье загоняет в ступор -- оставляет в недоумении. А все потому, что человек не привык к сверхъестественному, а потому оно продолжает пугать его. Но с Богом надо привыкать к сверхъестественному. И если мы будем держаться Бога, то привыкнем. В книге Деяний, когда ученики получили силу Духа Святого и стали с Ним сотрудничать, то, кажется, они уже не боялись -- они уже демонстрировали иной образ поведения, чем в Евангелиях, потому что теперь Дух Святой и сила Божья действовала через них. И она действует и будет действовать и через нас, ведь для этого Дух Святой и был послан нам.

Однако, как говорил Иисус, когда Он возвратиться, то найдет ли веру на земле? Он сказал, что Бог защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь (Лк.18:7-8). А такой образ поведения не показывает, что они верят, что приняли Божий ответ с первого раза, а это значит, что он не свидетельствует и о вере. Когда дети Израиля вошли в землю, то они вошли по милости Божьей, как написано: "Если Господь будет милостив к нам, то отдаст нам землю сию..." (Чис.14:7-9) Конечно, наш НЗ отличается от ВЗ. В ВЗ они должны были, прежде всего, исполнять Левитский закон и приносить жертвы, чтобы Господь мог являть им Свою милость. Наш же Завет не есть заветом дел, но веры, так что и подключаемся мы к Божьим обетованиям (присоединяемся к договору присоединения) по вере. Как написано: "По вере, дабы было по милости" (Рим.4:16). Однако вместе с этим, я верю, это не отменяет и того факта, что есть определенные вещи, которые Бог должен будет осуществить просто потому, что Он сказал это, пообещал. И это может быть и будет не столько даже ответ на веру, сколько акт Божьей милости, который Он совершит ради Себя самого, ради Своего Слова, Своего обязательства.

Поэтому, перестанем смотреть на неподъемные камни и предпринимать бессмысленные действия по путешествию к пустой пещере -- перестанем волноваться и заботиться и предпринимать бессмысленные действия, не соответствующие слову Божьему. Нам нужно ожидать исполнения слова и вести себя соответственно! И мы можем быть уверенны в милости Божьей. И часто она будет явлена просто ради Иисуса и соделанного Им; будет явлена просто ради исполнения Богом Своего обязательства. Потому станем веселиться и радоваться, ведь Бог в Своей милости уже позаботился о всяких неподъемных камнях и отвалил их, так что нам нечего об этом думать. Вместо этого, нам следует думать о славе Божьей и ожидать её явления в умножающейся и умножившейся интенсивности! 

И когда это придет, нам нужно смотреть, не испугаемся ли мы, как ученики, и не потеряем ли дар речи, как женщины (которые не рассказали сначала ученикам о том, что им сказали Ангелы), ведь это будет сверхъестественное, выходящее за рамки представлений. Господь ведь сказал, что превзойдет все наши ожидания...(Еф.3:20) Этого нам и ожидать нужно, и к этому -- привыкать. Ведь мы живем с Богом, а настоящая жизнь с Богом, жизнь Его стилем жизни веры -- это сверхъестественная жизнь. Так что пора перестать удивляться и воспринимать действие силы Божьей, как должное, потому что в этом заключается исполнение Богом взятого Им на Себя обязательства, что и делает явление славы Божьей таким, как должное, ведь это предусмотрено договором -- Новым Заветом, заключенным для нас и ради нас Иисусом с Богом-Отцом через Духа Святого.

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь!