Подпишитесь на рассылку
Слово и власть
- Подробности
В 1-й книге Царств 3:19-21 написано: "19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. 20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. 21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме через слово Господне".
Здесь говорится о Самуиле, о развитии его взаимоотношений с Богом и о его становлении как пророка. И стоит сначала обратить внимание на сказанное в ст.21. Синодальный говорит о том, что Господь открыл себя Самуилу через слово Господне. Кажется, не совсем понятная формулировка. Потому обратимся к другой.
Новый Живой перевод Библии говорит о том, что Господь продолжал являться Самуилу и давать ему послания. Но вот формулировка Месседж мне показалась более интересной. В ст.19-21 Месседж говорит следующее: "Самуил вырос. Бог был с ним, и Самуилов пророческий рассказ о событиях был безупречен. Все в Израиле, от Дана на севере до Вирсавии на юге, признавали, что Самуил был настоящим -- истинным пророком Бога. Бог продолжал появляться в Силоме, открываясь через Свое слово к Самуилу в Силоме".
Интересно, как здесь речь идет о том, что Бог открывался Самуилу через Свое слово, тем самым появляясь в Силоме. Божьи посещения Силома были посещениями Самуила Божественными откровениями. И полагаю, речь идет не только о будущих, грядущих событиях, ведь говорится о том, что Бог открывался Сам, открывал Самуилу Себя. А Божьи намерения, выражающиеся в грядущих событиях -- это было частью того, что Бог открывал Самуилу Себя. И в результате все узнали, что Самуил удостоен чести быть пророком Божьим.
Почему это с ним произошло? Потому что он был посвящен Богу и с ранних лет служил Богу. В 1Цар.2:30 также записано пророческое слово о том, что Бог прославит тех, кто прославляет Его. В других переводах сказано, что Бог почтит тех, кто почитает Его. Как видим, если Бог есть приоритетом, если Он -- на главном месте, тогда Он устроит и жизнь человека, но не просто устроит, но почтит и прославит, что значит, возвысит тех, кто старается в своей жизни прославлять Бога и почитает Его. И это уже нечто большее, чем просто устроение жизни, чтобы она была благополучной. Это уже лидерство, это выдающееся положение, это почет и уважение, и известность... Вот как вознаграждается почитание Бога и прославление Его в своей жизни.
Ведь Самуил стал судьей -- его слова слушал весь Израиль. Если это не почет и не уважение, и не известность, то что? Однако к самим этим вещам он не стремился. Как написано, добиваться славы -- не есть слава (Пр.25:27). Самуил служил Богу, и Он открыл Ему Себя. А если он был удостоен от Господа чести быть пророком Божьим, то ему соответствовало и положение судьи Израиля -- Господь просто приложил ему и почет, и уважение, прославив его Своим пророческим даром. Вот так приходит прославление от Бога -- за дар, или от дара, от Божественного дара по милости и благодати Божьей, а не по своим делам или заслугам. Потому Самуил, получив вознаграждение за свое посвящение пророческим даром, был возвышен и в человеческом обществе. А дар он получил потому, что оказался доступным для Бога сосудом через свое посвящение, потому Господь и мог говорить к нему, в отличии от сынов священника Илии, которые жили порочным, беззаконным стилем жизни.
Кстати, о сынах Илии. О них сказано, что они не слушали увещеваний своего отца, потому что Бог уже решил предать их суду (1Цар.2:25). В этом видим отчетливый образ человеческого ожесточения, на которое одна управа -- Божий суд. Так что если люди не слушают благочестивых увещеваний, если они отвергают наставление, демонстрируя ожесточенность, то это верный признак того, что их ждет суд, Божий суд. Потому, если наших слов не слушают, нам не стоит возмущаться по этому поводу, ведь нам нужно разуметь следствия: на таковых придет Божий суд. И конечно, лучше было бы для этих же людей, чтобы они не ожесточались и не подпали под суд. Но как бы то ни было, у Бога -- отмщение, и Он -- воздаст.
И теперь хочется обратить внимание на то, что сказано о словах Самуила (1Цар.3:19). Да, его слушал весь Израиль, но почему? Потому что ни одно из слов его не осталось не исполнившимся. Стоит заметить, что "его" написано с малой буквы, а это значит, что речь идет не о Божьих словах, но о словах Самуила. Да, конечно, он был пророк и передавал слово Божье, но когда он судил Израиль, то, полагаю, решал дела по данной ему Богом мудрости, а не на каждое дело передавал слово, определение, от Бога, говоря: "Так сказал Господь, что тот прав, а этот виноват". Так что было слово, которое Самуил, действительно, передавал от Бога; но было и слово самого Самуила. Так вот, каждое его слово исполнялось. И это ничто иное как признак духовной власти и стоящей за ней, и высвобождающейся ею духовной силы.
И это логично в виду того, что Самуил был пророком Божьим, а в ВЗ пророки и владели властью от Бога определять ход событий через высвобождаемое ими слово. Конечно, это не была власть имени Иисуса, ведь она имеет более широкий спектр действия на духовный мир, заставляя подчиняться силы тьмы; однако и пророки владели некой властью от Бога, которая давала им полномочия распоряжаться силой Божьей -- высвобождать и задействовать её. И конечно, такие духовные полномочия есть и были честью, потому Писание и говорит, что стать пророком Божьим -- это значит удостоится чести от Бога.
И здесь стоит также заметить, что речь не идет о духовной власти как о власти духовенства над мирянами, которые, по идее, должны подчиняться духовенству по причине того, что те служат Богу и слышат Его. В НЗ каждое дитя Божье должно слышать Бога. И хотя и имеет место определенная иерархия духовных лидеров, это все равно человеческая власть, когда один человек должен подчиняться иному по причине его лидерства в той или иной сфере, будь то мирская организации или церковная. Хотя считается, что истинный лидер ведет за собой не заставляя подчиняться, а личным примером, однако это другая тема.
Да, слова Самуила слушали и народ должен был подчиняться его слову, ведь он стал судьей. Однако это уважение к нему в Израиле пришло не из-за самой этой должности, но из-за того, что его слово исполнялось, так что и этот пост уже стал следствием действия духовного дара и возложенных через него на Самуила духовных полномочий. Иначе говоря, на нем увидели этот дар, эту сверхъестественную силу и власть. Так что его человеческая власть судьи народа была следствием того, что Господь удостоил его быть пророком и иметь власть в духовном мире, а последнее и есть главное и определяющее. Так что духовная власть -- это власть верующего в духовном мире, и в НЗ через Иисуса ею обладает каждый, кто верит в Него как в Своего Господа и Спасителя. И это власть определять ход событий, решать, чему быть или не быть в своей жизни (или касательно её) -- определять словом Божьим, решать, делать выбор, в соответствии со словом Божьим, чтобы оно могло исполниться в нашей жизни и через нас силой Божьей.
Итак, в НЗ во Христе мы были удостоены чести иметь духовную власть от Бога, которая позволяет нам распоряжаться силой Божьей, высвобождая её на исполнение Его воли, Его плана для нас и через нас. И когда мы ходим в таком своем понимании власти и говорим в соответствии со словом Божьим, тогда каждое и наше слово будет исполнено, и исполнено силой Божьей. И это все для славы Божьей -- нам нужно стремиться почитать и прославлять Бога в Своей жизни, а это уже Его дело почтить и прославить тех, кто почитает и прославляет Его. Однако Он дал Свое слово, что Он это сделает, так что и не замедлит исполнить. Как написано о Нем: "Я начну и окончу" (1Цар.3:11). Все, что Бог начал, Он и окончит, и мы можем в этом не сомневаться. Хотя лучше сказать, что мы должны в это верить, ведь мы верующие, и мы наделены духовной властью. Так что станем же использовать её, живя (т.е. в процессе того, как мы живем и должны жить) посвященной жизнью для служения Богу и для славы нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Божий план был исполнен для нас и через нас (и служение здесь в общем смысле -- в смысле служения Богу своей жизнью, и такая посвященная жизнь и прославляет Бога). И да будет так, аминь!
Аллилуия! Слава Богу!
И да поможет нам в нашей части Дух Святой! Аминь!