Подпишитесь на рассылку
Вера и власть
- Подробности
В этот раз мы обратимся к нескольким местам Писания, которые, однако, объединены одной темой веры:
Лк.17:5-6: "И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас".
Мф.8:8-10, 13: "Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.<...> И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".
Мы рассмотрим эти места Писания также в переводе Месседж. Начнем с первого отрывка.
"Апостолы подошли и сказали Учителю: «Дай нам больше веры». Но Учитель сказал: «Вам не нужно больше веры. В вере нет «больше» или «меньше». Если у вас есть зерно веры, скажем, размером с маковое семя, вы можете сказать этой смоковнице: «Прыгай в озеро», -- и оно сделает это".
Стоит обратить внимание на то, как в этом переводе акцентируется на том, что в вере нет таких категорий, как "больше" или "меньше". Хотя, кажется, мы все привыкли к тому, чтобы думать именно такими категориями в отношении веры. Мы думаем, что нам нужно больше веры, чтобы проявлялись бОльшие дела. Однако интересно, как здесь идет речь о зерне веры. Ведь размер зерна не важен, не имеет никакого значения в отношении размера того растения, которое оно может произвести.
На основании этого, можем сделать вывод о том, что главное иметь в сердце зерно веры, которым есть слово Божье, а оно уже, укоренившись и развиваясь, принесет плод веры в сердце -- плод твердой уверенности в Боге, в Его слове и в действии силы Божьей, который затем проявит себя изнутри наружу видимыми результатами проявления. В этом контексте образа веры как зерна справедливы слова Д. Йонги Чо о том, что вера имеет инкубационный период -- семя должно разрастись. А когда оно разрастется, тогда проявит себя плодами и результатами, подчиняя себе обстоятельства и изменяя их, как в примере со смоковницей, сверженной в море.
В РПБ в этом месте Писания акцентируется на том, что смоковница имеет большие и сильные корни. Таким образом, Иисус сравнивает нечто большое и укоренившееся (дерево) с чем-то малым и, на первый взгляд, незначительным (семя). Хотя если задуматься, то сравнение веры с семенем -- пример потрясающий. Потому что потенциала семени не видно, как и потенциала веры. И в сопоставлении с уже выросшим и имеющимся деревом маленькое семечко кажется мелким и бессильным. Однако так только кажется. Даже в естественном семя может быть посажено и дать рост новому растению, которое, будучи сильнее, может вытеснить корни старого растения...
Так что если мы бросаем веру как семя против чего-то уже видимого и выглядящего великим, то, как бы что ни казалось, вера превозможет и преодолеет. Да, чисто внешне это может казаться абсурдным, ведь потенциала веры не видно, а вот большую и укоренившуюся смоковницу -- видно. Однако сила не в том, что видимо, а наоборот -- в том, что не видимо, как корень у дерева, как основная подводная часть в айсберга. Так что для человеческого восприятия вера может казаться бессильной против обстоятельств, потому что её силы не видно, как и силы семени. В семечке все, что воспринимается нашими органами чувств -- это маленький размер. Однако Иисус сказал, что сила веры настолько мощна, что даже размера с зерно будет остаточно, чтобы справиться с чем угодно в этом мире.
Ведь в вере не важен размер -- важен её потенциал, который в том, чтобы подключить нас к действию силы Божьей. Так что даже если представить веру как маленький портал к сверхъестественной сверхмогущественной силе, то даже если эта сила сможет пройти хоть через малюсенькое отверстие, она уже сможет разобраться со многим... Это так, очередная иллюстрация. Потому для семени веры не важно, с чем оно имеет дело -- не важно, как и что может выглядеть в обстоятельствах: оно, укоренившись и развившись, даст рост, возрастит новое растение, более сильное, так что старое будет искоренено, а новая реальность будет присутствовать. Вот почему сравнение по размерам некорректны, так как сравниваются разные объекты, разные сущности, силы, материи -- как это еще назвать? Сравнивается потенциал силы семени веры и размер уже существующего растения, представляющего собой уже возникшее и имеющее некоторые корни (причины и следствия) обстоятельство.
Но потенциал силы семени веры больше, чем какая-либо сила в естественном, потому что потенциал веры в том, чтобы задействовать, высвободить силу Божью. Грубо говоря, потенциал силы веры -- это и есть сила Божья, сила Святого Духа. А вот ей противостоять или противиться не может ничто во всей Вселенной. Потому и семя веры искоренит все, что кажется большим; семя веры, направленное против чего угодно, как бы оно не выглядело в обстоятельствах, окажется сильнее и могущественнее, чем что-либо в естественном. Так что никакая сила в мире не может сравниться и противостоять силе семени веры, потому что оно рождает проявление силы и славы Божьей, которые владычествуют над всем, ведь ими и было все сотворено. Аллилуия! Вот какая сила нам дана и вот с каким потенциалом мы имеем дело.
Потому Писание и говорит: "Тот, Кто в вас, больше" (1Ин.4:4). В этом контексте и нас тоже можно сравнить с семенем: внешне может быть не видно ничего особенного, однако внутри -- могущественный потенциал. Так что мы -- семя, которое содержит в себе потенциал силы Духа Святого, так что, конечно, мы оказываемся больше кого-либо или чего-либо, существующего в безбожном мире.
Однако не будем на этом детально останавливаться. Теперь перейдем к другому указанному месту Писания, так как восприятие веры в категориях великого и малого исходит отсюда. В Синодальном переводе Иисус просто говорит о сотнике, что и в Израиле Он не нашел такой веры, но вот в переводе короля Иакова говорится о том, что Он не нашел такой великой веры. И мы все привыкли к тому, что вера может быть великой или малой. Но в контексте сказанного Иисусом в Лк., видим, что важен не размер веры, а размер того, что она может произвести, как и в семени важен не размер семени, а размер растения, которому оно даст рост. И мы уже увидели, что потенциал силы веры, т.е. её способности и возможности -- не ограничены, ведь они коренятся, подключают, ведут к силе Божьей, которой не важно, смоковница это, гора или что-либо иное.
Однако все же у веры есть стадии развития. Писание в Посланиях неоднократно наставляет возрастать в вере, а это само собой подразумевает некий процесс развития. С этой точки зрения роста в вере, или роста и развития семени веры, можно говорить о большем или меньшем, ведь рост -- это процесс, который начинается с малого и ведет к большему. Потому, само собой разумеется, что возрастание в вере подразумевает переход от меньшего к большему. Однако этот переход не влияет на то, с чем вера сможет справиться, на потенциал самой веры. В этом случае идет речь о личностном развитии и утверждении в Боге и в Его слове. И конечно, чем больше мы утверждены в слове, тем тверже будет наша вера -- наша уверенность в Боге. А это приведет к тому, что мы сможем лучше сотрудничать с Богом, что повлияет и на плоды веры.
Потому, да, с одной стороны, вера как семя может развиваться и с этой точки зрения иметь характеристики "больше" или "меньше" в отношении развития того растения, которое она как семя производит. Однако это внутренний процесс, его не видно -- как семя слова Божьего растет и развивается внутри нас не видно и не заметно, как и роста семени в почве. А потому сложно говорить, сложно вычислить, насколько семя слова, семя веры, выросло в нашем сердце, так что нельзя и сказать, мало или много. На потенциал силы веры это все равно не влияет. Да и семя слова, семя веры, призвано произвести в нас, в первую очередь, твердую уверенность в слове Божьем, которую и можно назвать плодом веры, плодом слова, который уже потом проявится наружу проявлением желаемого результата (исцеления, восполнения нужд и пр.).
А уверенность -- это уверенность. Если можно говорить о том, что уверенности может быть больше или меньше, то и в отношении веры тогда бы это было допустимо. Хотя мы можем говорить, что нам нужно больше уверенности, однако чаще всего речь идет о том, что у нас её вовсе нет и нам она нужна. Уверенность либо есть, либо её нет. Ты либо уверен, либо сомневаешься и колеблешься. Иного не дано. Так и в вере -- она либо есть, либо её нет. Когда человек говорит, что ему нужно больше веры, то это, по сути, значит, что он до сих пор не имеет уверенности в том, что сказал Бог. Другими словами, по сути, ему нужна сама вера, а не больше её. Вот о чем Иисус говорил, сказав, что если бы имели веру с зерно горчичное. Суть не в размере, суть в самом наличии, так что если бы вера была, то этого самого факта её наличия уже достаточно, чтобы её использовать и получить желаемый результат.
Просто стиль жизни веры не привычный для человека, который натренирован жить естественно. Потому возрастая в вере, мы просто развиваем свою способность использовать данное нам, задействовать сверхъестественную силу Божью. И по мере того, как мы развиваемся так духовно, мы можем видеть и лучшую работу силы веры для нас и через нас. Ведь это похоже на использование инструмента или ручки. Когда человек только учится использовать инструмент, только учится писать, то это пока медленно и коряво. Но чем больше он тренируется и использует, тем лучше его навыки и способности в использовании, так что тем быстрее и лучше результат. Потому суть возрастания в вере не в том, что веры внутри нас становится больше, а в том, что мы обретаем все больше и лучше способности использовать её, так что тем быстрее и лучше мы можем получать результат.
И вот чтобы научиться использовать веру таким образом как инструмент, нужно научиться использовать свою духовную власть. Идеальный пример этого сотник. Он пришел к Иисусу с просьбой, и Учитель был готов прийти в его дом. Далее посмотрим на написанное в Мф.8:8-10 в Месседж: "«О, нет», -- сказал капитан. «Я не хочу доставлять Тебе всем этим трудности (или: Я не хочу утруждать Тебя этими хлопотами). Просто отдай приказ, и с моим слугой все будет в порядке. Я человек, который принимает приказы и отдает приказы. Я говорю одному солдату: «Иди», -- и он уходит; другому: «Приди», -- и он приходит; моему рабу: «Делай это», -- и он делает это». Ошеломленный Иисус сказал: «Я еще не сталкивался с таким простым доверием в Израиле -- в тех самых людях, которые должны знать все о Боге и о том, как Он действует»".
Таким образом, можем увидеть, что Иисус сказал, что этот сотник понял, как Бог действует! И Он действует, говоря слово -- отдавая приказ, ведь в этом и есть суть использования власти, высвобождающей исполняющую силу. Там, где другие переводы говорят о том, что сотник просил Иисуса сказать слово, он по сути просил у Иисуса приказа! В таком свете эта история становится понятнее. Ведь это то, что и нужно было сотнику -- приказ! Ведь он жил приказами, то ли принимая их, то ли отдавая. И Иисус сказал, что он понял суть действия Бога и с Богом -- он понял, как задействуется сила Божья, что привело его, как выражено это в переводе Месседж, к простому доверию Богу. Вот вам и другое описание "великой веры" -- простое доверие. А доверия больше или меньше не бывает, если говорить по сути: оно либо есть, либо его нет; ты либо доверяешь, либо проверяешь. Вот так вот.
А теперь перейдем к написанному в ст.13 в том же переводе Месседж: "Затем Иисус повернулся к капитану и сказал: «Иди. То, что, как ты верил, могло произойти, произошло». В этот момент его слуга выздоровел". И здесь стоит обратить внимание на этот момент, когда произошло то, о чем сотник верил, когда произошло исцеление. Сначала Иисус сказал, что это уже произошло и затем Писание говорит, что в этот же момент слуга и выздоровел. А потому это произошло именно тогда, когда Иисус назвал это сделанным! Вот и проявление власти, духовной власти верующего в Имени Иисуса и помазании Святого Духа. Когда Иисус сказал, что это произошло, то это тогда и произошло. Бог все делает словом, так что пока Он не сказал, что это состоялось, этого и не могло состояться.
Вот почему все обетования Божьи для нас в прошедшем времени, потому что иначе это бы еще не состоялось и не могло произойти для нас. Если бы Бог сказал, что мы исцелимся, то это было бы в будущем, и мы бы не могли получить исцеление сейчас! А поскольку Он сказал, что мы исцелились, значит, это уже состоялось, и состоялось именно в тот момент, когда Бог это сказал! Именно поэтому мы можем быть исцелены прямо сейчас. И для этого нам нужно только принять. Но чтобы принять, мы должны говорить то же самое, считая так, как Бог. Бог считает нас исцеленными, потому что в Его виденье наше исцеление уже состоялось по Его слову. Теперь мы должны считать так же. Теперь мы должны говорить то же. Теперь мы должны отдавать приказы. И суть наших приказов должна быть в том, что мы говорим обстоятельствам, какими им быть, мы называем то или иное сделанным. И угадайте что? Это и происходит (для нас) именно тогда, когда мы называем это сделанным!
Пока мы не назовём это состоявшимся, нашего приказа не будет на то, чтобы это состоялось для нас -- чтобы сила Божья сделала это для нас. Но как только мы отдаем приказ, в тот же момент сила Божья и высвобождается. Вот почему нужно называть несуществующее как существующее (Рим.4:17), вот в чем суть, иначе существующее никогда не изменится, пока мы не назовём его изменившимся! И здесь стоит иметь понимание духовных процессов, ведь иногда это может проявиться сразу же, а иногда занять некоторое время. Однако не зависимо от того, что мы можем или не можем пронаблюдать в видимом сейчас, мы должны стоять в позиции своей власти на том, что это сделано, мы должны считать дело сделанным, и тогда сила Божья не замедлит принести нам исполнение нашего приказа, которым мы уже решили то или иное дело, назвав, провозгласив, его решение и конечный результат. Так что наша часть в том, чтобы отдать приказ; часть же силы Божьей в том, чтобы его исполнить.
Итак, мы имеем веру, и мы имеем духовную власть, и все это во Христе и через Него. Теперь нам нужно научиться использовать весь этот вверенный нам духовный арсенал, ведь именно от того, насколько мы сможем его применить в своей жизни, зависит и то, как далеко мы зайдем с Богом. И Господь сказал нам, что Он ведет нас на глубину, а потому все это и открывает. Так что станем же это все применять и использовать, ведь мы идем на глубину!
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!