Как достичь цели
- Подробности
Вознаграждение за духовные достижения
Дан.1:17: «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны».
Здесь говорится о том, что Бог даровал еврейским отрокам знание и мудрость. Да, они получали образование, однако образование еще не значит наличие знания и понимания. Это все усилия и индивидуальные способности.
Я нашла интересным то, что сказано в комментарии к этому стиху в толковании Далласской семинарии: "Здесь подчеркивается та мысль, что высокого развития интеллекта и того, что зовется мудростью, Даниил и трое его друзей достигли не столько благодаря разностороннему халдейскому образованию (толкование на стих 4), сколько по Божией благодати. Явившим искренность и твердость в благочестии Бог даровал многое знание и высокую ученость. А Даниилу – и редкую способность разуметь всякие видения и сны".
Интересно, как здесь акцентируется на том, что искренность и твердость в благочестии этих отроков была вознаграждена тем, что Бог даровал им особенные способности (к мудрости и пониманию) и исключительные дары (толковать видения и сны). А эти их качества и возвели их на вершину -- в ст.20 говорится о том, что царь находил их выше других во всяком деле, о котором спрашивал, так что они стали служить при царе.
Из этого следует вывод о том, что когда мы с Богом, то наши естественные достижения зависят от наших духовных достижений. Иначе говоря, наши духовные усилия будут вознаграждены не только тем, что мы будем возрастать и укрепляться духовно, но и тем, что Бог вознаградит нас и естественными достижениями, как в данном случае Даниила, Ананию, Мисаила и Азарию. Они отказались идти на компромисс. Они избрали Бога. Они продемонстрировали верность Богу. И Господь дал им мудрость, знание и понимание, которое и возвело их на вершину.
Да, может показаться, что иметь знание и понимание этим отрокам было естественно в результате их обучения, однако с ними обучались многие другие. И чтобы уж вовсе не оставить сомнений в том, что они имели сверхъестественные способности и дарования в их знании и понимании, и мудрости, то говорится, что они были в 10 раз выше других. У всех были одинаковые книги и учителя. Однако лучшими были только Даниил и его друзья.
Стоит заметить, что мы уже слышали проповеди о том, что у христиан должны быть результаты в 10 раз лучше, чем у других, однако при этом, кажется, не говорилось о том, что же такие результаты произведет. Конечно, это будет Божья благодать, однако и Богу нужно дать то, с чем Он мог бы работать. Как видим в истории Даниила, эти их сверхъестественные способности и возвышение не было следствием лишь того, что они были евреями. В действительности, я считаю, что есть основания полагать, что Даниил и его трое друзей были не единственными евреями, попавшими во дворец, но такую особенную благодать от Бога получили только они. А ведь нам больше ни о ком не говорится, чтобы они неуклонно решили соблюдать заповеди Божьи и хранить верность своей вере в Бога и завету с Ним. Но эти 4 еврея во главе с Даниилом это сделали, и Бог почтил их выбор, их усилия. Они почтили Бога и Его завет, и Бог почтил их.
Поэтому, когда мы говорим о сверхъестественных результатах для христиан, то это не значит, что мы их будем получать просто так, только потому, что мы христиане. Конечно, некоторая милость Божья и некоторые Его благословения будут действовать в определенной мере и просто потому, что мы дети Божьи, однако если все же говорить о достижениях и возвышении от Бога, то это не придет просто так, автоматически, ведь это есть следствием духовных усилий и достижений. Иначе говоря, возвышение от Бога есть следствием духовных усилий поисков Бога, Его Царства и Его истин. А это значит, что если мы возрастаем духовно и обретаем все больше понимания, если мы имеем определенные духовные достижения, если мы взыскиваем Бога и стараемся хранить Ему верность и благочестие, то это не может не привести к результатам, к достижениям и в естественном.
И путь это придет не так, как людям вокруг, и может казаться даже, что эти достижения приходят не так быстро, как хотелось бы, так что в окружающих могут усматриваться какое-то время достижения бОльшие, однако все же духовное проявит себя изнутри наружу, все же и в естественном достижения придут. И когда они придут, то они будут длительными, в отличии от имеющихся у людей в мире, которые не знают, обо что споткнуться. И когда они придут, то они будут такими, как у Даниила и его друзей -- в 10 раз лучше, чем у людей без Бога, или даже чем у людей, которые считают себя с Богом, однако не живут тем, во что они верят, которые не живут стилем жизни веры и не впускают Бога во все сферы своей жизни, но продолжают поступать и действовать, как все, как неспасенные, живя по тем же понятиям мира с понедельника по субботу.
Итак, Бог хочет, чтобы Его дети имели превосходные результаты и достижения, однако которые придут от Него и будут следствием Его благодати. И Он уже приготовил для нас эти превосходные результаты, нам нужно только принять и получить их в проявлении. И мы увидели путь -- через духовные усилия и достижения. Когда мы с Богом, или в нашей жизни с Богом, наше продвижение будет приходить не столько от естественных усилий, но от благодати Божьей. И чтобы благодать и благословение Божьи действовали для нас таким образом, нам нужно приложить духовные усилия, дав дорогу Богу и Его силе, как это сделал Даниил, решив неуклонно и неизменно соблюдать слово Божье, за что и был вознагражден.
Так что нам не нужно смотреть в этот мир и сопоставлять себя с теми людьми, но нам нужно смотреть на Бога и оставаться на Его правильном пути, на котором мы и получим награду за проходимое нами поприще, за наши духовные усилия, за выбор хранить верность Богу... А Бог, когда вознаграждает, то делает это обильно. Он пришел к Аврааму и сказал, что награда его весьма велика (Быт.15:1). И мы знаем, что речь идет не только о награде на небесах, но и о материальном вознаграждении еще на земле, как Даниил и трое его друзей были вознаграждены мудростью, получили высокий пост и соответствующее жалованье (доходы).
Потому будем оставаться на правильном пути, и он принесет нам правильные и даже превосходные результаты. А если кто не на Божьем пути, то даже и наличие некоторых результатов у них будет временным, так что им лучше беречься, чтобы не упасть... Но мы с Богом, и Он приведет нас в Свое большее и лучшее для нас, если мы только последуем за Ним. И мы последовали, я верю. А это значит, что нас ждут и превосходные результаты, которые в 10 раз (как минимум) лучше, чем у других, чем у людей в мире. И это не мы, не наши знания и способности, но милость и благодать Божья, которая дарует нам и их (т.е. и знания, и способности, и все остальное). Аллилуия! Слава Богу! И да поможет нам в этом Дух Святой! Аминь!
Бесподобны в Боге, или Как достичь цели
Дан.1:19-20:
19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.
20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его.
Сегодня мы рассмотрим стих 19. Мы хорошо знакомы с тем, что сказано в ст.20 о том, что Даниил и его друзья были в 10 раз лучше, что, в принципе, соответствует сказанному здесь, в ст.19. Однако меня сегодня коснулось именно сказанное здесь о том, что Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии не нашлось подобных. При этом слово "отроки" выделено курсивом, а потому можем говорить о том, что им не нашлось подобных из всех, и сказанное в ст. 20 это подтверждает.
В других переводах та же мысль передана по разному. НЖПБ говорит, что никто не впечатлил царя Навуходоносора так, как Даниил и его команда, скажем так. САВ говорит о том, царь не нашел никого столь же выдающимися (при этом данное слово поясняется как "исключительно хороший"), как Даниил и команда. А Месседж говорит, что не было никого, равных им (никто им был не ровня). И что их сделало такими? Дар Божий и Его помазание.
При этом дар мудрости на Данииле прослеживается еще в самом начале истории. Даниил не захотел оскверняться, но ему нужно было уговорить начальствующего над ними выдавать им еду, как он хотел. И он дал дельное предложение: он попросил провести эксперимент. По сути, здесь кончалась часть Даниила и начиналась Божья. Даниил со своей стороны принял решение исполнять закон Божий и сделал шаг веры -- попросил им выдавать соответственную пищу. Дальше дело было за Богом. Дальше Господь должен был даровать им благодать, благоволение и расположение со стороны евнуха, приставленного к ним, чтобы тот их послушал. И скорее всего, это было не сложно, ведь ему достаточно было показать выгоду такого предложения, ведь вкусная царская пища в 4-х порциях могла доставаться ему. И затем Богу нужно было сверхъестественно сделать их полнее (ведь на овощах обычно худеют). И Бог выполнил всю Свою часть.
На этом примере можем увидеть, как воля, вера и мудрость сочитаются вместе: Даниилу нужно было принять решение исполнять закон (воля человека, направленная на исполнение воли Божьей), затем предпринять шаг веры (обратиться с просьбой к начальнику, ведь если бы он не верил, что Бог им поможет, то не стал бы и затевать все это дело, не стал бы просить о том евнуха), а в этом шаге веры использовать мудрость (обратиться к евнуху ему нужно было с мудростью, с мудрым предложением провести эксперимент, иначе тот бы не согласился из-за страха перед царем). И все это привело Даниила к желательному для них результату -- им выдавалась пища, о которой они просили. И таким образом Даниил мудро поменял царскую пищу на желаемые овощи. (А может ли это быть намеком на то, что нам нужно использовать веру и мудрость, чтобы поменять квартиру на желаемый нами дом? Впрочем, это пока лишь мое предположение... Ведь Даниил точно знал волю Божью для себя и не хотел потому оскверняться (хотя это тоже было из ряда слишком большого: жить среди язычников и не оскверняться -- а не много ли он хотел? Но он это получил). Так что и нам нужно точно знать волю Божью о нашем доме.)
Если мы вспомним пример Есфири, то в её истории тоже можно проследить ту же связь и действие тех же факторов. Сначала Бог дал ей благоволение, и она вьехала в самые лучшие покои во дворце. Именно ей были выделены саме лучшие покои -- не какой-либо знатной особе, а ведь и такие должны были там быть, но именно ей! Так что когда мы с Богом, то не социальное положение или происхождение играет роль, а благоволение Божье. Потом, когда ей пришло время действовать, то она сделала все то же, что и Даниил. Сначала ей нужно было принять решение пойти к царю (волевой аспект). И ей нужно было верить, что царь её примет и выслушает, и удовлетворит просьбу. Но ей нужно было и применить мудрость, чтобы достичь желаемого результата, ведь сначала нужно было лишить расположения к Аману, что и было сделано благодаря мудрости (ведь царя могло раздразнить именно то, что царица позвала на пир с ним, с царем -- с "единственным и неповторимым" -- еще и его прихвостня Амана. Что этот Аман о себе возомнил? И неужели к нему расположена царица? И царь в ту ночь не мог уснуть... Но это уже другая история).
При этом, что Есфирь, что Даниил молились (Даниил молился в гл.2). Так что для получения мудрости, водительства, а также дерзновения, чтобы действовать по вере, нужно еще и молиться. И если мы в чем-то двигаемся с Богом и у нас есть определенные цели, то для их достижения нам нужно будет пройти все то же: принять решение, поступить по вере, задействуя мудрость. Но прежде нам нужно молиться (а Есфирь еще и постилась), пребывать в слове, пока мы не узнаем волю Божью точно и пока не получим мудрость от Бога, как Даниил и Есфирь. А затем пойдем по приведенной выше схеме: решение -- шаг веры -- мудрость -- результат. Хотя между мудростью и результатом еще стоит самое важное -- действие Бога и Его силы, однако это остается часто невидимо, как в книге Есфирь, а потому я не стала это выносить в "схему".
Теперь вернемся к рассматриваемому стиху. Мы увидели другие переводы, однако все же и формулировку Синодального здесь можно считать удачной. Говорится о том, что не было подобных Даниилу и его друзьям. А это значит, что они были бесподобными! Они были исключительно хорошими, выдающимися, производящими самое большое впечатление, они были превосходнее всех во всем! И что их сделало такими? Образование? Нет, они все были в одном классе и имели одинаковых учителей, и читали одни книги. Бесподобными их сделало помазание Божье и Божий дар на их жизнях.
И эту бесподобность было видно! Царь увидел это на них! Так что это не что-то такое, о чем знаем лишь мы и наш близкий круг -- нет. При этом царь просто поговорил с ними -- это не то, что он там провел с ними время и узнал их лично... Нет, из самого разговора с ними он уже увидел их бесподобность и выдающиеся качества! За один разговор они его впечатлили! И это кого? Царя! Навуходоносора, который повидал самых лучших умельцев в царстве (и тут считай во всем мире, ведь он завоевал практически весь известный мир того времени)! И вот все равно помазание и дар Божий сделал Даниила и его друзей заметно лучше. Не просто лучше, но заметно лучше. Это было видно. А потому их превосходство было неопровержимо и очевидно.
Так что Божий дар и Его помазание делает нас бесподобными, так что нам нет равных. И это заметно, это видно, это очевидно. Нам нет равных в том, в чем мы одарены, да и не только. Нам нет равных в выполнении нашего предназначения и миссии от Бога. Нам просто нет равных. Как видим, у Бога нет конкуренции -- Он делает всех Своих детей, Своих избранных исключительными, исключительно хорошими и в этом -- выдающимися, с выдающимися способностями. Однако почему тогда в церкви так много посредственности? Потому что нужно, чтобы действовало Божье помазание и Его дары. А для этого нужно многое: и посвящение, откровение, и познание, и чтобы каждый в Теле Христа был на своем месте, в своем даре, а не чтобы продавцы были пасторами, а пасторы -- продавцами... И конечно, выполнить все это мы можем только с помощью Духа Святого и Его благодати. Хотя тут тоже нам нужно принять решение, например, посвятить себя Богу, и начать поступать соответственно (например, отделиться, выделить время для Бога), и тогда Господь будет с нами работать, давать откровение и познание, расставлять всех и все на свои места для нас и вокруг нас, включая и нас самих, и помазание начнет действовать... (как-то так, наверное).
Итак, мы -- бесподобные в помазании и с дарами Божьими. Нам нет равных в нашем предназначении. Нам нет равных в Божьем плане для нас. И мы имеем выдающиеся способности благодаря благодати Божьей, которая и одарила нас (а дар, как мы знаем из Притч, дает простор и до вельмож доведет). Только теперь для того, чтобы нам достичь целей Божьих для нас, нам нужно задействовать свою волю, веру и мудрость на исполнение воли Божьей (по рассмотренной выше схеме). Это даст дорогу Богу и высвободит Его действие, которое и приведет нас, которое и даст нам необходимые и желаемые нами результаты.
Не унывать на пути к цели
1Пар.22:13: «Тогда ты будешь благоуспешен, если будешь стараться исполнять уставы и законы, которые заповедал Господь Моисею для Израиля. Будь тверд и мужествен, не бойся и не унывай».
Здесь Давид дает наставления Соломону. И не сложно заметить, что оно очень похоже на те наставления, которые Бог давал Иисусу Навину. Однако здесь добавлен еще один аспект: не унывать.
При этом данное слово, согласно словарю Стронга, имеет два значения: 1) быть разбитым или сокрушённым; 2) ужасаться, быть исполненным ужаса. Так что здесь это слово имеет эти два оттенка, которое соединяет и уныние, состояние разбитости и сокрушенности, и боязнь. Этого, как наставляет Давид, нужно стараться не допускать.
Посмотрим на другие переводы. САВ говорит: "Если ты будешь подчиняться законам и учениям, которые Господь дал Моисею, ты будешь успешен. Будь сильным и смелым, не унывай (или не будь обескураженным) и ничего не бойся". Перевод Месседж: "Мужество! Бери на себя ответственность! Не будь робким; не сдерживайся (не мешкай, не колеблись)".
Интересно, что это наставление Давид давал Соломону в связи с его восшествием на трон, но больше в связи с достижением цели построить храм, ведь это было чуть ли не главной миссией Соломона и всего его правления. И вот для достижения этой цели Соломону нужно было быть мужественным и храбрым, не допускать страха (не позволять ему диктовать решения и действия) и смятения, не унывать, не допускать смятения и колебания. Возможно, некоторые из этих качеств уже были присущи Соломону, но скорее всего некоторые ему нужно было и выработать в себе.
И вот интересно, что если с такими качествами, как храбрость и мужество -- все понятно, в смысле понятно, какое отношение они имеют к достижению цели, то вот наставление не унывать звучит как-то нестандартно. Ведь достижение цели с хорошим настроением обычно не связывают... Хотя если задуматься, то становится очевидным, что наше внутреннее состояние важно. Если человек в унынии, то и в апатии. Его ничто не мотивирует и ничто не вызывает у него интереса. Он ничего не хочет, ни к чему не стремиться. А о какой тогда продуктивности может идти речь? О каком дерзновении можно говорить? Если нет заинтересованности, то как заставить человека двигаться к цели?
И если в случае страха в большинстве очевидно, что он враг цели, то вот уныние -- враг скрытый. Часто человек воспринимает его как свое настроение, состояние. А иногда на этом фоне ему даже может казаться, что ему плохо. И уныние приносит плохое самочувствие морально, а это уже может влиять и на физическое состояние. Но вот уныние часто не воспринимается как враг, как препятствие на пути достижения цели, иначе люди бы тогда старались с ним бороться. Но уныние часто заставляет человека переводить взгляд на окружающих и перекладывать на них ответственность, делая их виновными в своем "несчастье" -- в своем унылом состоянии. В то время как разобраться с этим нужно человеку самому.
По этой причине Писание и наставляет нас радоваться, потому что радость приносит совершенно иное состояние и иной настрой. В состоянии радости человек наоборот вдохновлен и открыт, и мотивирован двигаться и достигать. В то время как уныние также делает человека закрытым. И тот факт, что о страхе и унынии говорится в связи, дает нам понять, что страх и уныние имеет друг к другу прямое отношение и сопровождают друг друга. Человек боится ошибиться, боится провалить все, боится, что его не выберут, что от него откажутся, что он окажется без желаемого, что он не получит необходимого, что у него ничего не получится и т.д. и т.п., и как следствие -- он впадает в уныние, которое еще дальше отдаляет его от достижения его цели и получения желаемого. Однако радость противоположна этому, потому что она сопровождает веру, так что когда человек верит, что все удастся, что все состоится, что он справится, получит, достигнет..., тогда он будет и радоваться, ведь унывать ему нет причин (ведь если все получится, то чего унывать-то?).
Так что мы должны понимать причины и следствия, в том числе и то, что в корне всякой застенчивости, уныния, неуверенности, колебания стоит страх. Следовательно, чтобы разобраться с унынием и ему подобным, нужно разобраться со страхом. А как можно разобраться со страхом? Клин клином -- верой, т.е. подпитать свою веру. Да, мы знаем и то, что совершенная любовь изгоняет страх, так что для обретения уверенности человек должен понимать безусловную любовь Божью. Однако же именно состояние веры есть состоянием, противоположным страху, так что если нужно от страха избавиться, то нужно позволить вере его вытеснить. В конце концов, в любовь Божью тоже нужно верить...
Итак, на пути достижения наших целей, или лучше сказать: наших целей в Божьем плане, нам нужно быть храбрыми и мужественными, твердыми и уверенными, не унывать и не колебаться, не проявлять неуверенность и застенчивость, ведь мы никого и ничего не боимся и не стыдимся, если мы знаем, по-настоящему осознаем, что нас поддерживает Сам Бог Всемогущий! Так что будем питать свою веру и возрастать в познании слова и истины, будем тренироваться и укрепляться духом, позволяя слову Божьему выполнять с нами свою работу, и Господь сделает нас теми, кем мы должны быть.
И хоть мы и не идеальны, нам нужно не концентрироваться на своих слабостях и несовершенствах, ведь Бог восполнит, компенсирует их Своей силой. А это значит, что мы не будем постыжены, мы не окажемся неправы, мы не провалим дело, но у нас все получится, потому что с Богом не может не получиться! Это как если бы можно было сдавать экзамен с помощью друга-эксперта... И хоть может это и не лучшая иллюстрация, однако образ дает увидеть: с нами -- Бог, а потому нам нечего бояться или унывать. Наоборот, мы можем и нам следует радоваться, потому что если Бог посреди нас, а Он посреди, тогда Он будет действовать и творить дела, а если Господь уже что-то и делает, то делает Он великое...
Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в нашей части Дух Святой! Аминь.