О жизни верой

Марка 11:23-25:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.

24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

Мк.11:23 -- "Имейте веру Божию". Возникает вопрос: "Что здесь значит "имейте веру Божию"? Ведь Писание говорит, что вера -- это один из плодов духа, которые уже заложены внутри нас. Более того, нам прямо говорится о том, что Господь уже уделил нам всем меру веры, когда мы родились свыше. Что же тогда Иисус имел в виду, говоря о том, чтобы мы имели веру?

Прежде всего, в этом контексте хочется процитировать одного проповедника: "Нам не нужно напрягаться, чтобы иметь веру. Нужно просто провозгласить свои права и с дерзновением использовать то, на что, как мы знаем,  мы  имеем  право.  Имя  Иисуса принадлежит  мне  точно  также,  как  мне  принадлежат  мои  руки  и  ноги.  Когда  я просыпаюсь  утром,  я  не  молюсь  Богу  дать  мне  веру,  чтобы  встать  и  ходить.  Я  просто встаю  и  иду,  потому  что  я  знаю,  что  у  меня  есть  ноги!  Имя  Иисуса  есть  у  меня  точно также,  как  у  меня  есть  мои  руки  и  ноги,  и  я  могу  использовать  Его  Имя". 

Интересно, как здесь проиллюстрировано использование веры и Имени Иисуса использованием рук и ног -- мы знаем, что у нас есть, что нам принадлежит и как этим пользоваться, потому мы не задумываясь встаем и идем. Таким образом, можно сказать, что здесь "имение" веры связано с её использованием: когда мы знаем, что она нам дана, тогда мы её и будем использовать. И наоборот: нам нужно использовать веру, зная, что она нам дана, что она у нас есть. А использование веры часто связано с поступками по вере на основании слова Божьего -- т.е. с нашим поведением так, как будто мы имеем все, что слово говорит, мы имеем. Это и будет вера в действии.

Вместе с этим, мы используем веру в молитве. Кажется, это самый первый и первостепенный способ задействования веры. Об этом говорит и Иисус в Мк.11:24 -- Он говорит молиться с верою в то, что мы получаем, когда молимся, что значит считать дело сделанным после молитвы. И вот интересным и довольно радикальным мне показалось одно замечание этого проповедника в отношении молитвы. Он рассказывал, что его мама за него молилась, когда он был в поездках, но в то же время часто просыпалась по ночам с тревожными мыслями о нем. На это он ей как-то сказал, что "она напрасно тратит свое время на молитву, если молится, будучи озабоченной". Это он объяснял тем, что если мы переживаем и пытаемся сами разобраться в деле, то тем самым мешаем Богу помочь нам. Но вместо этого "нам нужно быть полными радости даже до того, как мы получаем просимое, потому что в Его Слове сказано, что Он услышал наши молитвы".

Возвращаясь к рассматриваемому месту Писания, хочется рассмотреть греческие значения слова "имейте". Это слово "ἔχω (еcho)", которое, согласно словарю Thayer, значит: "1) иметь, т.е. держать; 2) иметь, т.е. владеть". Словарь Дворецкого тоже очень много значений приводит именно в смысле держать что-то, держаться чего-то. Следовательно, можем сделать вывод, что речь идет не только о призыве иметь веру, но и держаться её -- держаться веры. Как говорит Писание: "...не оставляйте упования, которому предстоит великое воздаяние" (Евр.10). Таким образом, эти слова Иисуса можна рассматривать еще и в таком смысле: "Держитесь веры, потому что она может сдвинуть даже гору".

Однако мне наиболее понравилось пояснение перевода Месседж. Рассмотрим весь этот отрывок, который в этом переводе идет одним абзацем стихов 22-25: "Иисус был прозаичен: «Примите эту Божью жизнь. По-настоящему примите её [ухватитесь за неё], и ничего не будет слишком большого для вас. Эта гора, например -- просто скажите: «Прыгай в озеро», -- без колебаний и нерешительности -- и это будет сделано. Вот почему Я призываю вас молиться абсолютно за все, от мала до велика. Включайте все [по мере того, в то время], как вы принимаете эту Божью жизнь, и вы получите Божье все. И когда вы принимаете позу молитвы, помните, что она не заключается только в прошении. Если у вас есть что-то против кого-то, простите -- только тогда ваш небесный Отец будет расположен также вытереть начисто [очистить] вашу доску от грехов»".

Как видим, там, где говорится о том, чтобы иметь веру Божию, перевод Месседж передает это наставлением принять Божью жизнь или стиль жизни Бога. И мне кажется это самым лучшим объяснением того, что значит иметь веру, держаться её и использовать. Ведь вера -- это стиль жизни Бога. Это и предлагает Иисус. К этому Он и призывает, при этом указывая и на результаты: "Тогда для вас ничего не будет слишком большого". Иначе говоря, не будет ничего такого, с чем бы мы не могли справиться. Но не мы сами, а с верой, задействуя силу Божью. А ведь мы её задействуем, прежде всего, в молитве, потому и звучат наставления молиться абсолютно обо всем, включая в молитву все, и тогда это все и решение всего (или решения для всего), мы получим от Бога -- мы получим все, что Он приготовил для нас и предопределил нам иметь. В этом и заключается Божья жизнь для нас -- жизнь с избытком, как говорил Иисус, ради обеспечения нам которой Он и пришел на землю, и умер, и воскрес. Разве это не замечательно? Жить Божьим стилем жизни через веру, получая все, дарованное нам от Бога! К этому и призывает Иисус этими стихами, в этом месте Писания. 

Вот почему Бог дал нам веру -- чтобы открыть нам Его высокий стиль жизни, и это Божественный и королевский образ жизни, в котором власть там, где слово царя (Еккл.8:4). Вот почему здесь, в рассматриваемом месте Писания, трижды говорится о словах: 1) о том, чтобы сказать горе; 2) о том, чтобы верить в сердце о том, что сбудется по нашим словам; 3) о том, что получим все, что мы скажем с верою. И по сути, это формула веры -- формула того, как её использовать и высвобождать: говорить с верой, верить в свои слова и ожидать проявления сказанного, ожидать результата, не сомневаясь, и сказанное нами произойдет, будучи исполнено силой Божьей.

Итак, мы имеем веру Божию, которая открывает нам доступ на уровень Божьего стиля жизни. И Господь хочет, чтобы мы держались веры и использовали её имено потому, что только через неё мы можем получить все то, что Бог предназначил нам иметь. Иначе говоря, только по вере и через веру мы сможем жить жизнью с избытком, о которой и говорил Иисус в Ин.10:10. И когда мы используем веру, то мы начинаем жить этой высокой жизнью, и тогда нам открывается весь тот избыток, который Иисус и обеспечил нам. Поэтому, нам следует держаться веры и держаться слова Божьего, чтобы и оставаться на этом уровне власти и владычества, в котором мы и решаем, определяем, все по вере через свои слова -- определяем, что будет с горой и куда ей быть «вверженной», и всяким деревьям не от Бога -- засохнуть. 

Ст. 24 говорит о молитве с верою. И вот толкование Далласской семинарии своим комментарием напомнило мне простую, известную и банальную истину: "Вера воспринимает просимое как уже полученное, несмотря на то, что ответ на молитву редко приходит в тот же миг". Так что вот нам критерий наличия веры в сердце, веры в ответ: воспринимаю ли я просимое как уже полученное?" Если нет, то нельзя говорить о том, что вера действует... а если вера не действует, то что запустит силу Божью... а если сила Божья не запущена, то как мы получим ответ?.. Потому если мы не считаем себя имеющими, но при этом сидим и ждем из моря погоды, то мы напрасно сидим... Ведь нужно тогда уже, извините, или идти и пытаться что-то получить своими силами или обратиться к тому, чтобы поработать над своей верой, иначе ничего не получится от слова совсем, никуда не продвинемся, не получим результата вообще никакого, разве только по милости Божьей. И конечно, Господь хочет, чтобы мы получили ответ от Него, а для этого нам нужно подпитывать веру, чтобы поддерживать её в действии.

И далее Иисус говорит о прощении. На эту интересную связь веры и прощения, или прощения и ответов на молитвы нередко обращалось внимание. Однако интересно заметить, что это слово, которое переведено как "прощайте" с греческого также значит: "(от)пускать, отсылать, прощать, допускать, позволять, оставлять". А это говорит о внутреннем состоянии, когда ты отпускаешь то, что мешает твоей вере, а потому и получению ответа на молитву. Так что если мы имеем что на кого или против кого, нам нужно разобраться со своим отношением, ведь пока мы не разберемся, то тогда и вера не сможет работать, как должно, ведь она легко сможет быть остановлена этим бременем, горьким корнем (или как это еще назвать) непрощения, обиды, злобы... 

Почему так -- не знаю, однако тот факт, что Иисус говорит о вере в связи с нашим внутренним состоянием отношения к другим говорит о том, что все это связано, так что если мы хотим получать ответы на молитвы и если хотим, чтобы наша вера не могла быть остановлена одним нажатием на рычаг непрощения и связанных с ним эмоций и чувств, что влияет на все общее внутреннее состояние, то нам нужно разобраться с нашим отношением. Потому что это не столько люди, которые определяют, как мы относимся к ним, но наше решение. Мы решаем, как нам к кому относиться. И Писание учит нас, что у нас ко всем должно быть милосердное состояние, ведь все мы не без порока, так что бросать камень можем только если сами такие уж идеальны и без греха... Ведь милосердие нужно и нам, как со стороны Бога, так и других людей (прежде всего, наших родных и близких).

Теперь бы мне хотелось обратиться к другим переводам Библии, ведь они открывают нечто новый взгляд на сказанное здесь Иисусом. Начнем с САВ: "Все, о чем вы просите в молитве, будет вашим, если только у вас будет вера. Всякий раз, когда вы встаете, чтобы молиться, вы должны простить то, что другие сделали с вами. Тогда ваш Отец на небесах простит ваши грехи". Все, что мы просим, будет нашим, если мы только верим!.. Условие обретения всего просимого, всего желаемого -- только вера! Кажется, условие и не такое уж сложное... Хотя если включить сюда необходимость работы над собой и своим внутренним состоянием, чтобы прощать и пребывать в любви, то для некоторых это может быть довольно сложно, так что пахать им будет проще, чем верить... Однако все же Иисус сказал, что иго Его благо, и бремя Его легко.

Далее рассмотрим НЖПБ: "Я говорю вам, вы можете молиться за что угодно, и если вы верите, что получили это, оно будет вашим. Но когда вы молитесь, сначала простите любого, на кого вы обижены, чтобы ваш Небесный Отец тоже простил ваши грехи". Здесь более точно передано то, что нужно верить, что получили -- именно в прошедшем времени. И когда мы верим, что мы получили, тогда это стало нашим и будет в наши руки передано, если мы устоим в своей вере, не отступим и не ослабеем. И да поможет нам Дух Святой держаться обетования! Ведь верен Обещавший!

РПБ передает это так: "По этой причине Я говорю вам, что бы вы ни просили в молитве [в соответствии с волей Бога], верьте [с уверенным доверием], что вы это получили, и это будет вам дано. Всякий раз, когда вы молитесь, если у вас есть что-то против кого-либо, простите его [отбросьте проблему, отпустите ее], чтобы ваш Небесный Отец также простил вам ваши проступки и грехи [против Него и других]. [Но если ты не простишь, то и Отец твой на небесах не простит твоих проступков (в примечании сказано, что в более ранних версиях этого 26-го стиха не было найдено)]". В принципе, здесь звучат похожие идеи с иными переводами и выражены уже довольно изученные истины.

Теперь перейдем к Месседж, который, как обычно, содержит оригинальную формулировку, однако она отражает истину. В Месседж ст.22-26 изложены одним абзацем в неразрывной связи мысли, потому так их и рассмотрим в формулировке этого перевода: "Иисус был прозаичен: «Примите эту Божью жизнь. По-настоящему примите её [ухватитесь за неё], и ничего не будет слишком большого для вас. Эта гора, например -- просто скажите: «Прыгай в озеро», -- без колебаний и нерешительности -- и это будет сделано. Вот почему Я призываю вас молиться абсолютно за все, от мала до велика. Включайте все [по мере того, в то время], как вы принимаете эту Божью жизнь, и вы получите Божье все. И когда вы принимаете позу молитвы, помните, что она не заключается только в прошении. Если у вас есть что-то против кого-то, простите -- только тогда ваш небесный Отец будет расположен также вытереть начисто [очистить] вашу доску от грехов»".

Здесь интересно то, как здесь говорится о Божьей жизни. Это хождение верой, когда мы просим у Бога и получаем от Него, и называется Божьей жизнью, которую Иисус призывает принять. Без этого мы не сможем жить этим высоким стилем жизни, Божественной жизни и жизни с Богом. Потому когда мы просим и получаем от Бога просимое по вере, то это и есть жизнью веры, которая, в свою очередь, и есть Божьим стилем жизни. Ведь все, что Он творил, Он делал это верой, словом (властью) и Своей силой... Ведь мы знаем, что "веки устроены словом Божьим".

Итак, Бог хочет, чтобы мы просили и получали от Него, ведь все, о чем мы просим, может быть нашим, если мы только будем верить. И в действительности, просимое становится нашим в сам тот момент, как мы только помолимся и поверим, что приняли, и тогда это будет нам доставлено. А этот процесс доставки, процесс проявления -- это уже дело Бога, Его силы и Ангелов. И во всем этом нам нужно не забывать о правильном отношении и состоянии сердца, о правильном отношении и правильных взаимоотношениях с людьми, чтобы нам не было препятствий в молитвах, чтобы ничего не мешало нашей вере, и она не могла быть остановлена. Поэтому, станем питать свою веру, чтобы мы воспринимали просимое как полученное, тем самым имея свидетельство того, что наша вера работает, и будем поддерживать в себе правильное отношение сердца, и тогда мы обретем все просимое и желаемое от Бога -- будем иметь и держать это физически в своих руках. И да поможет нам в этом Дух Святой! И да будет так, аминь! Боже, не замедли, но ускорь это по Твоей великой милости! Аллилуия! Слава Богу! Аминь и аминь.