Любить, благотворить, прощать, давать

Любить, благотворить, прощать, давать

Лк.6:35-38:

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

В этих стихах говорится о многом, так что каждый можно рассматривать по-отдельности и вокруг него строить проповедь. Однако, полагаю, Господь хочет показать нам концепцию отношения, которое нам следует иметь как детям Божьим и Его представителям.

Прежде всего, меня коснулись слова Иисуса в ст. 35 о том, что Бог благ к неблагодарным и злым. И нас Иисус призывает поступать так же. А ведь так часто, когда люди неблагодарны и плохо себя ведут, то больше не хочется им благотворить -- делать добро и помогать. Чисто по плоти, хочется ответить тем же и никогда больше не помогать. Так часто мы можем сталкиваться с дилеммой, как вести себя, когда с теми, которые тебе подставили свинью, а потом сами просят у тебя помощи. Но Иисус дает ответ на эту дилемму: благотворить и неблагодарным, и злым.

И почему это имеет смысл? Почему нам стоит это делать? Потому что Господь даст нам воздаяние. Да, от неблагодарных и злых ничего не получишь -- в ответ они не помогут, но наоборот, могут даже позлорадствовать. Но их неблагодарность и злость -- это их проблема. Нам же следует быть послушными Богу, а Он сказал делать добро всем. И когда люди не могут нам воздать за наше добро, тогда мы получим воздаяние от Бога. А воздаяние от Бога лучше, чем воздаяние от людей. Так что, благотворя неблагодарным и злым, кто знает, может, мы даже претендуем на большее воздаяние, чем при благотворительности добрым... Ведь благодарные будут стараться воздать, отблагодарить, и это будет человеческое воздаяние. Впрочем, Господь обещал вознаграждение всем, кто будет делать добро, не ожидая ничего взамен, как добрым, так и злым. И кажется, что для того, чтобы делать добро злым, требуется больше веры и самообладания, чем при благотворительности добрым. Всем приятно делать что-то хорошее хорошим людям, а тут нужно делать хорошее плохим... Но тем более является наша духовность и Божья любовь, действующая в нас и через нас.

И кстати, о Божьей любви. Иисус начинает этот отрывок из призыва любить врагов. В оригинале здесь употреблено слово "агапэ". Его значение известно в христианских кругах -- все знают, что "агапэ" подразумевает Божий вид безусловной любви. Но вот интересно, что ведь когда писался Новый Завет, то это слово в обиходе уже было. Его ведь не придумали Апостолы, чтобы выражать именно Божью безусловную любовь. Да, оно приобрело для всех нас такого значения, однако оно не лишено и тех, в которых оно употреблялось. Так вот, в словаре Стронга это слово поясняется просто через слово "любить", добавляя примечание, что это слово употребляется также в значениях заботиться и желать добра. 

Поэтому, когда нас призывается любить врагов, то, фактически, призывается желать им добра. Вот так просто. Нас не призывается ложить себя на алтарь ради них с полной самоотверженностью и самоотдачей. Конечно, это самое великое проявление любви, и похвально, когда человек жертвует собой ради других -- за это ему будет награда великая от Бога. Однако при этом нужно помнить, что уже есть Тот, Который принес необходимую Жертву за всех, как за добрых, так и за злых, явив самую большую самоотдачу, потому от нас этой высшей меры самоотдачи не требуется. Конечно, кто захочет проявить подобное геройство, тому представится для этого возможность, как Павлу, который, не пойдя в Иерусалим, возможно, мог бы и избежать постигнувшей его участи через цепь последующих событий, приведших его в Рим. 

Это все к тому, что призыв любить врагов не обязательно значит приносить себя в жертву за них или снисходить к ним (в смысле потакать им, их слабостям, спускаясь на их уровень). Иисус любил всех, но Он выгнал меняющих и продающих из храма, а фарисеев называл своими именами, не скрывая, что Он думает о них, таким образом, не скрывая и то, что думает о них Бог. Возможно, именно это и возмущало фарисеев, ведь в народе Иисуса почитали за пророка, а если пророк говорил что-то, то это воспринималось голосом Божьим. И вот Иисус говорил, что фарисеи лицемеры, что и указывало на то, что там думал о них Бог. Очевидно, что это задевало само праведную завышенную самооценку гордых фарисеев. В то же время, Иисус был готов принять всех, приходящих к Нему, так что если фарисей надумался прийти к Нему ночью, Иисус не отказал ему в аудиенции.

Поэтому, призыв любить врагов не значит, что мы должны питать к ним такие же чувства, как к Богу или к нашим близким. Это просто значит, что мы должны желать им добра. Мы должны желать, чтобы и они спаслись и достигли познания истины. И именно для этого нас и призывается быть добрыми к ним, тем самым являя доброту нашего Отца Небесного, чтобы привлекать их к Нему. Вот так все предельно просто. Иисус наставлял нас быть милосердными, что также значит, сострадательными, а эти качества не будут злорадствовать или желать плохого, но наоборот, будут искать способа помочь, впрочем, как и любовь. Так что в готовности помочь нашим неприятелям, когда они будут в ней нуждаться и просить о ней, и проявляется наша любовь и милосердие, и сострадание к ним.

Далее Иисус говорит об общих жизненных и моральных принципах: не судить, не осуждать (не обвинять), прощать -- и во всех этих наставлениях прослеживается один и тот же принцип сеяния и жатвы. Что человек посеет, то и пожнет. Кто будет судить, тот и сам будет судим. Кто будет осуждать, признавая виновными других, тот и сам будет осужден и признан виновным (полагаю, что здесь идет речь об отношении к другим в жизни, а не к профессиональной деятельности судей, которые призваны отправлять правосудие и устанавливать справедливость). И кто будет прощать, тот и сам будет прощен.

И вот интересно, что слово "прощать" на греческом имеет также значения: "отпускать, освобождать". И вот в этом контексте, интересно, кто же кого отпускает и освобождает, когда прощает. Да, с одной стороны, по логике вещей, человек, прощая, отпускает обидчика и обиду на него, которую держал. Однако не простивший не держит обидчика буквально в цепях, так что тот связан, а освобождается только когда его простят. Это чтобы проиллюстрировать, что другому человеку обида на него может ничего не значить и не играть никакой роли в жизни. Более того, иногда человек может и не подозревать, что на него обижаются. Так кому тогда нужно освобождение? Очевидно, что освобождение нужно самому обижающемуся. Ему нужно простить, чтобы освободиться от гнета обиды. И Господь поможет Своей благодатью в этом тому, кто примет решение простить и отпустить. 

Так что прощение -- это не столь одолжение провинившемуся человеку, сколько самому себе. Полагаю, такой взгляд на прощение может помочь простить и отпустить. Впрочем, кажется, что прощение не всегда будет значить восстановление отношений, для чего может потребоваться приложить усилия обоим сторонам в обоюдных объяснениях, исправлении ошибок, урегулировании недоразумений и т.п. Хотя Иисус сказал прощать не тогда, когда обидчик исправиться, а каждый раз, когда будет просить о прощении, отвечая Петру на его вопрос и наставляя прощать друга 7×70 раз в день. И ведь если ты простил друга, то и продолжаешь с ним отношения... В общем, как бы там ни было, Иисус наставлял прощать, и мы со своей стороны должны делать для этого все возможное.

И в конце концов подходим к ст.38, в котором говорится: "Давайте, и дастся вам..." И здесь тоже прослеживается закон сеяния и жатвы: кто дает, тому дастся. На греческом это слово значит также "отдавать, подавать, выдавать, раздавать, наделять, уступать, позволять". На основании этого, можно предположить, что всякое наше действие, когда мы в чем-то кому-то добровольно уступаем, чего не требуем обратно и прочие дела, когда мы не бросаемся в бой за собственные интересы, можно расценивать как акт даяния -- мы позволяем другим взять то, на что полноправно могли бы претендовать сами. И в таком случае Господь тоже воздаст. 

Стоит заметить, что великая награда, о которой говорится в ст.35, не значит только награду на небесах, как принято это воспринимать. С точки зрения формулировки Синодального перевода создается впечатление, что речь идет о награде на небесах. Однако на греческом слово, переведенное как награда, значит: "(заработная) плата, награда, вознаграждение, мзда, воздаяние, возмездие". А эти все значения приземленные. Конечно, небесную награду никто не отрицает, однако и земное воздаяние от Бога тоже не следует отрицать и отвергать. 

Так что за каждую уступку мы тоже получаем воздаяние от Бога лучшим и большим того, что мы уступили. Ведь говорится о мере доброй, нагнетенной, утрясенной и переполненной. Попробуем представить. Предположим, мера -- это мешок. Так вот, добрая мера в моем понимании -- это полная мера, а также это определенно что-то хорошее. Иначе говоря, воздаяние мы получаем чем-то хорошим, хорошими благами, и в то же время мера этих благ не ущербна -- не меньше того, что мы дали, уступили. Нагнетенная -- это уплотненная. На греческом это также значит "надавливать, нажимать, уплотнять". И всем это знакомо. Когда мы пытаемся вместить в сумку то, что уже не влезает в неё, мы нажимаем и надавливаем на то, что уже в ней есть, чтобы тем самым выиграть еще немного места, заполняя сумку до отказа. И для этого еще может понадобиться утрясти существующее. Вот так и получается утрясенная и нагнетенная мера. 

Но при этом также сказано, что она и переполненная. На греческом это также значит разливающийся. В РПБ указывается, что это значит, что не осталось больше места для большего. Как говорится, заполнено до отказа, больше уже некуда. А такое наполнение наталкивает на мысль о стократном воздаянии... Но какой бы ни был размер воздаяния, он будет хороший, полный и избыточный -- больше того, чего бы было лишь достаточно. Ездить можно на любом авто, но есть избыточные авто; жить можно в любом доме, но есть роскошные дома... Хотя все это путь от веры в веру, так что это может быть движение от хорошего к лучшему, а потом к еще лучшему и уже потом к самому лучшему. И это путь с Богом -- путь послушания и доверия Ему.

Итак, подытоживая вышеизложенное, приведу рассмотренные стихи в формулировке перевода Месседж: "Я говорю вам, любите своих врагов. Помогайте и давайте, не ожидая возврата. Вы никогда -- Я обещаю -- не пожалеете об этом. Проживайте эту созданную [заложенную] Богом идентичность так, как наш Отец живет [идя] навстречу нам, щедро и милостиво, даже когда мы в своем худшем [поведении]. Наш Отец добрый; будьте [и вы] добры. Не придирайтесь к людям, не набрасывайтесь на их неудачи, не критикуйте их ошибки -- если, конечно, вы не хотите того же обращения. Не осуждайте тех, кто упал; та трудность может действовать подобно бумерангу. Относитесь снисходительно к людям -- и ваша жизнь станет намного проще. Отдайте свою жизнь -- и вы найдете свою жизнь возвращенной [вам], но не просто возвращенной -- возвращенной с бонусом и благословением. Даяние, а не принятие -- это путь [или: даяние, а не принятие, является путем]. Щедрость порождает щедрость".

Итак, будем стараться подражать Отца нашего Небесного, и мы получим блага от Него, как земным воздаянием, так и вечной наградой на небесах. Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Дух Святой Своей благодатью! Аминь.

 

Божий путь достижения первенства

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. (Мар.9:35)

Иисус говорит здесь о первенстве и о том, как оно достигается в Царстве Божьем.

Это широко известное место Писания, которое цитируется и за пределами церковных кругов. И для мира оно совершенно противоречивое -- оно совершенно не соответствует человеческим представлениям о первенстве и о том, как добиваться превосходства. Как это можно быть первым, заняв место последнего? Да ты же всех перед собой пропустил... Мир привык к иному образу действия: люди считают, что нужно всех растолкать, чтобы расчистить себе путь. Более того, гонка соперничества может настолько разыграться, что люди всеми средствами могут пытаться устранить конкурентов, не брезгуя никакими методами. И хотя они таким способом и могут достичь первенства в мире, то, во-первых, оно не будет длиться долго, ведь все пожнут то, что посеяли; а во-вторых, если не покаются, то еще подпадут под Божий суд. Конечно, в таком случае ни о каком первенстве в Царстве Божьем речь даже не может идти.

Однако теперь стоит всмотреться в суть сказанного Иисусом. В Синодальном переводе, впрочем, как и в других, говорится о том, чтобы быть всем слугою. И употребленное слово иврита может быть переведено таким образом. Однако первое и главное его значение заключается в обозначении человека, который исполняет команды (распоряжения, приказы) другого; это слово также переводится как служитель, диакон. И вот что об этом говорит толкование Далласской семинарии: "Здесь словом "слугою" переведено греческое слово "диаконос", т. е. речь идет о человеке, всегда готовом откликнуться на нужды других. Рабское состояние, которому соответствовало бы греческое слово "доулос", не имеется тут в виду. Иисус не осуждал желания добиваться лучшего положения в этой земной жизни, но учил тому, что величие человека в Его Царстве будет определяться не этим положением, а тем, как он служил другим в вышеуказанном смысле".

При этом толкование также упоминает и о том, что это место человек должен занять по своей воле, это должен быть его выбор. Так что речь идет не столько о том, чтобы стать всем слугою в обычном привычном смысле этого слова, сколько о готовности послужить нуждам других. И вот первый в этом станет первым в чести в Царстве Божьем. Вместе с этим, толкование утверждает, что Иисус не отрицает стремления добиваться лучшего положения в жизни. Возможно, и так, если это не делается неправедными методами и способами. Однако все же я усматриваю в этом и предложение Иисусом нового пути того, как достичь величия, как в Царстве Божьем, так и в жизни еще на земле. И это путь с Богом, о котором написано: "Не воинством и не силою, но Моим Святым Духом (Зах.4:6)".

И этот путь заключается в том, чтобы человек не стремился продвигать себя. Чтобы он сам не пытался себя возвысить. Чтобы он свой успех и продвижение не ставил в зависимость от собственных сил. Ведь так не далеко до гордости. Человек, решивший, что он сам всего добился, надмевается. Человек, стремящийся продвигать и возвышать себя, не погнушается идти по головам других. И здесь вновь встает вопрос о борьбе соперничества, в которой люди могут играть без правил. Ясное дело, что это благословения не принесет. Более того, Писание говорит, что гордость предшествует падению, так что если человек чего-то и добьется собственными силами, но потом возгордиться и станет надменным, то вскоре упадет с того места, куда выкарабкался. О таких закономерностях говорят Божьи законы. И они неизменны, не могут нарушиться (не подействовать, отмениться).

Бог же предлагает иной путь возвышения: позволить Ему нас возвысить. И если мы последуем совета Иисуса и добровольно будем готовы занять положение последнего, то это даст возможность Богу и Его силе действовать в нашу пользу, чтобы возвысить нас, в самой большей мере. Иначе говоря, чем меньше человеческих притязаний самому своими силами себе приложить возвышение, тем в большей мере сила Божья может быть явлена в том, чтобы возвысить Божьих смиренных избранных, ищущих не своей воли, но исполнения воли Небесного Отца. Это как с отмщением -- Господь говорит: "Я воздам" (Евр.10:30). Так и здесь, Господь говорит: "Позвольте Мне вас возвысить". Это то, что должна сделать сила Божья и Его помазание.

Но для этого нам нужно дать дорогу Богу. И для этого нужно передать Ему заботу о первенстве. Для этого нужно быть готовым занять место последнего, чтобы Господь сделал первым. Об этом перевод Месседж говорит так: "Он сел и вызвал Двенадцать. «Так вы хотите первое место? Тогда займите последнее место. Будьте слугой всем»". И когда мы доверяем свое положение Богу, тогда Он дает и возвышение. Ведь Писание говорит, что Он есть Судия (Пс.74:8). Так что никто и возвысить лучше не может, чем Он. И никто не может сделать это более подходящим способом в более подходящий момент, чем Он. И примеры возвышения, которое дает Бог, по всему Писанию: начиная от Авраама, которого уважали фараоны и князи племен Ханаанских, до Иосифа, Давида, Есфири, Даниила, которые управляли и правили народами...

Поэтому, доверяя Господу, станем стремиться к поиску Его Царства, к познанию Его истины, что приведет нас к умножению в мудрости. Станем быть готовыми отвечать на нужды других, и тогда мы получим воздаяние от Бога. И не только материально, но и вечными благами, нематериальными ценностями, которые не могут быть обретены за деньги. И это все приведет нас к истинному благословению, так что мы не только займем высокое место чести и уважения, но и будем иметь счастье и благополучие во всех остальных сферах нашей жизни. И это то, что сделает сила Божья. И это то, в чем будет явлена слава Божья. Как написано, не от дел, чтобы перед Богом не хвалилась никакая плоть (Еф.2:9, 1Кор.1:29). И это по вере, дабы было по милости (Рим.4:16). 

Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!