Шаги к исполнению Слова Божьего

Способность исполнения слова

Иез.36:27: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.

Здесь, а также и в стихе выше, в ст.26, говорится об эре НЗ. Господь здесь возвестил наперед о той работе, которую Он выполнит в отношении изменения и преобразования Своего народа. Он сказал, что вложит сердце новое, однако не только это. Рассматриваемый стих говорит о том, что Господь даст Свой дух -- так сказано в Синодальном. Однако в других переводах слово "Дух" пишется с большой буквы, что есть прямым указателем на Духа Святого.

В ВЗ все, находящиеся под законом, не могли его исполнить полностью. А, как писал Павел, нарушивший одну заповедь, согрешил против всего закона и установленного им порядка. Иными словами, нарушивший одно постановление виновен в нарушении всего закона, ведь если он согрешил против одной составляющей части, то и против целого, к которому эта составляющая относится. И почему никто не мог исполнить закон, кроме Иисуса? И отвечали мы всегда на этот вопрос тем, что они не были рождены свыше. Да, это так, но это только одна причина. Возможно, вторая упускалась именно потому, что Синодальный не совсем ясно говорил о том Духе, который Господь обещал вложить в верующих в Него, о чем было сказано выше.

Таким образом, подходим ко второй причине, по которой Израиль не мог исполнить закон -- поскольку они не были рождены свыше, они не могли иметь и Святого Духа. Поэтому ВЗ и устанавливал жертвоприношения. Однако в НЗ настала полнота времен -- Иисус воскрес и открыл всем, приходящим к Нему, возможность возрождения -- нового рождения свыше. Однако на этом Он не остановился, потому что на этом не закончилось исполнение обетования. Иисус сказал ученикам, что пошлет Духа Своего Святого. И почему это было необходимо? Потому что без Него, без Его благодати в оказании Им нам Божественной помощи и поддержки, мы бы все равно не смогли исполнять Божьи повеления -- быть исполнителями слова Божьего, ведь мы продолжаем пока находиться во плоти, которая привыкла жить по закону иному, о чем писал Павел в Рим.7.

Об этом и говорится в рассматриваемом стихе. В нем сказано, что Господь пошлет Своего Духа Святого и сделает так, что мы сможем исполнять Его заповеди, Его слово. Сами по себе мы, как и прежде евреи в ВЗ, не можем исполнять Божьи повеления, однако все меняется, когда на сцену выходит Дух Святой. Ведь мы теперь не сами по себе -- теперь это мы как рожденный заново дух, это Иисус, Который есть нашим Первосвященником и Ходатаем, и это Дух Святой, Который в нас и на нас (последнее если человек принял крещение Духом Святым). Только по причине того, что Господь послал нам Духа Святого, мы и получили способность быть исполнителями слова Божьего! И об этом прямо говорится в переводе Месседж (в котором написано: "Я вложу в вас Свой Дух и сделаю возможным, чтобы вы исполняли то, что Я говорю вам, и жили по Моим заповедям").

Однако мы, читая Иак.1:22, стараемся сами в себе, в своих силах, а это значит, что в силах естественных, т.е. по плоти, найти способность исполнить слово Божье. Но так ничего не получится! Хоть мы и рождены свыше, но нам все равно нужен Дух Святой, чтобы Он нам помог, научил, направил. Без Его благодати мы не сможем исполнить Божьи повеления и быть послушными Богу. А ведь Иисус и сказал нам прямо, что без Него, без Иисуса, мы не можем делать ничего (Ин.15) -- для этого нам нужно оставаться на Лозе. И остаемся мы только через Духа Святого -- эту связь пребывания на Лозе, связь единства и живого контакта с Богом, обеспечивает нам лишь Дух Святой, это лишь через Него.

По этой причине Господь и сказал, что Он сделает так, что мы заповеди Его -- Его постановления, Его повеления, Его слово -- соблюдать будем. Это не будет достигнуто человеческими усилиями, но усилиями Самого Бога. И это было достигнуто -- Господь послал нам Своего Святого Духа. Теперь в НЗ, когда мы родились свыше, мы смогли принять и Духа Святого, Который, во-первых, и произвел чудо рождения свыше, а во-вторых, наделил нас Своей силой, помазанием от Святого, как пишет Иоан, так что мы теперь имеем способность стоять в присутствии Божьем и быть используемым Им сосудом. Через принятие Духа Святого мы получили способность быть исполнителями слова Божьего. И это не то, что было достигнуто нами, но это то, что сделал Господь.

И конечно, теперь Дух Святой с нами, чтобы научить нас всему. Вот что значит, что Господь делает нам теми, кем мы и должны быть. Это не мы исполняем слово, но Дух Святой дает нам способность для этого, показывая, как мы можем это сделать. Так что нам не нужно смотреть на свои усилия и искать в них способности исполнить Божью волю, потому что там мы её не найдем. Нам нужно осознать и понять, что наша способность исполнять Божьи повеления -- точно такая же работа Божья, как и все остальное: как и наше рождение свыше, примирение с Богом и пр. Ведь если смотреть на это только как на свою работу, то ничего не получиться, как и в находящихся в ВЗ. Но в НЗ мы имеем одно неоспоримое преимущество -- мы имеем Духа Святого и Его помощь, которая есть Божьей благодатью. Так что и способность исполнять слово Божье -- это не наша заслуга, но Божья благодать. Потому-то она и благодать -- на то она и благодать, что это не по нашим заслугам, но силой Божьей.

Поэтому, осознавая необходимость Божьей помощи и Его благодати для нас, станем полагаться на Духа Святого и Его могущественную силу, действующую в нас, а не на свои силы, чтобы исполнить слово Божье. Потому что сами по себе мы не можем исполнить волю Божью, мы не можем выстоять и устоять. По этой причине многим и вера кажется невозможной, ведь люди не понимают, как они через боль могут провозглашать свое исцеление. Конечно, сами по себе не могут, но вот сила Духа Святого, действующая в нас и через нас, делает это возможным. 

Следовательно, наше послушание Богу и хождение в вере, или стиль жизни веры, нужно перестать рассматривать лишь как наши усилия, способности, работу и достижения, но начать смотреть на это как на процесс нашего сотрудничества с Богом, с Духом Святым. И тогда это устранит напряжение от невозможности исполнения и принесет нам доверие, которое сделает нас податливым для работы Духа Святого в нас, для нас и через нас. Ведь от нас главное, что требуется -- это желание сотрудничать с Духом Святым, и если мы дадим Ему свое желание и своим доверием откроем Ему двери, дадим возможность действовать, то Он сделает все остальное, что должно быть сделано, чтобы мы смогли исполнить волю Божью, получить обещанное и достигнуть той отметки, которую Господь и установил для нас. 

В этом и заключается план Божьей НЗ -- он никогда не был в том, чтобы нам что-либо достичь собственными силами, в т.ч. и исполнения воли Божьей для нас и через нас. Это Завет благодати, которая касается и нашей способности ходить в послушании Богу точно так же, как и принятия нами спасения. Так что и в этом мы должны осознать благодать и полагаться на неё, чтобы полагаться на Духа Святого, а Он никогда не подведет. Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь! И у нас уже есть Его помощь -- у нас уже есть Дух Святой. Чудный наш Бог! Хвала Ему непрестанно! Аминь.

 

Шаги к исполнению слова 

Иак.1:19-26:

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20 ибо гнев человека не творит правды Божией.

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

Мы привыкли рассматривать лишь ст.22, который говорит об этом прямо, однако если посмотреть комплексно, в контексте, то можно увидеть не только призыв, но и усмотреть советы, как же перейти к исполнению слова.

И вот прежде всего, этот отрывок начинается из наставления о том, чтобы оставить, отбросить всякий гнев и злобу, однако об этом говорится как о необходимом условии для того, чтобы принять слово. Но если подумать логически, то если это потребовалось для принятия слова, то, конечно же, потребуется и для того, чтобы исполнять его. Мне понравилось, как об этом говорит Месседж, в формулировке которого наставляется всякую испорченную добродетель и зло выбросить в мусор, а вместо этого в простом смирении позволить нашему садовнику, Богу, благоустроить [как участок ландшафтным дизайном] нас Словом, насадив сад спасения в нашей жизни. 

Бог хочет благоустроить нас и нашу жизнь! Как видим, это Его работа. Но чтобы дать место Его действию, мы должны выбросить всякий мусор, и здесь говорится о мусоре гнева и злобы, которые засоряют сад, не позволяя Садовнику насаждать Свое. Так что для принятия слова (с тем, чтобы оно могло укорениться, вырасти и дать плод) человек, прежде всего, должен решить разделаться со всяким мусором в своем сердце, чтобы больше не держать его. Конечно, в этом тоже требуется Божья помощь, однако Его сила может начать действовать лишь при желании человека, которое он продемонстрирует своим решением избавиться от мусора гнева и злобы. 

В ином случае, пока человек будет держаться этого, Господь не сможет работать, насаждая Свое семя слова, чтобы оно произрастило сад, вместо «мусорника». Это даже как в естественном обустройстве ландшафта: чтобы посадить красивые растения нужно сначала убрать мусор -- т.е. обустройство начинается из убора мусора, что есть первым шагом. Так и здесь, в духовном: первый шаг к тому, чтобы позволить силе Божьей и Его слову обустроить жизнь -- это удалить всякую злобу и гнев из сердца. 

И здесь вспоминается описание любви Божьей в 1Кор.13, плоду которой мы должны позволить проявиться. Учитывая особенности греческого языка, вот как Р. Реннер сформулировал первую часть стиха 4: "Любовь терпеливо и пылко относится к другим, у неё столько терпения, сколько только может понадобиться; любовь не требует внимания только к себе, наоборот, она сосредоточена на нуждах других и готова дать им то, в чём они нуждаются; любовь не амбициозна, не сосредоточена на себе, не поглощена собой настолько, что ей некогда думать о желаниях и нуждах других… [Драгоценные истины из греческого языка, глава в рассылке за 10 сентября 2018 г.]". 

Это приведено так, для контраста, чтобы противопоставить злобе и гневу -- как видим, в любви совершенно иные чувствования, хотя лучше сказать просто: у неё другое отношение. И вот к развитию в себе такого отношения нам всем следует стремиться, иначе без него нельзя будет говорить об исполнении слова, так как без любви оно не будет достигнуто. Но тут вот есть еще такая благодать, что любовь исполнение закона (Рим.13:10), так что даже если стремиться исполнять только заповедь любви, то это стремление приведет к исполнению всего слова Божьего и к послушанию всем Его повелениям. Так что начинать можно из любви -- концентрировать свои усилия на развитии в любви, и тогда это приведет нас к результатам и в других плодах духа, в исполнении остальных Божьих повелений, остальных частей Его слова. 

И любовь требует перевести свое внимание с себя на Бога и на нужды других. И кажется, что если не будет много времени думать о себе, то о многом врагу не будет возможности и лгать нам о нас, так как нам просто будет некогда его слушать -- наш разум будет занят иным, так что ему не будет где вставить свои пять, как говорится. Ведь все начинается с любви -- и вера, и мир. Так что если мы желаем возрастать больше в вере, то нужно больше возрастать и в любви. Хотя здесь есть и обратная зависимость: чем больше мы будем возрастать в вере, тем больше будем развиваться и в любви, ведь это все связано, так что умножение в одном производит умножение другого и свидетельствует о таком же умножении другого (Фес.1:3). 

Конечно, тема любви -- это целая отдельная тема, но мы её кратко рассмотрели лишь в контексте того, чтобы быть исполнителем слова. Ведь и исполнение слова начинается с любви и без неё не начнется, потому что Бог возлюбил, потому поступил соответственно: отдал Сына (Ин.3:16). Если бы не было любви, Он бы Сына не отдал. Так что и мы к многим действиям по слову не перейдем, пока не научимся ходить в любви. И помочь нам в этом должно осознание силы Божьей любви к нам, которую мы призваны являть и окружающим. Но теперь пойдем дальше.

Дальше идет известный ст.22. Рассмотрим его в формулировке РПБ: "Но зарекомендуйте себя исполнителями слова [активно и постоянно повинуясь Божьим заповедям], а не только слушателями (которые слышат слово, но не могут усвоить его значение), обманывая себя [необоснованными рассуждениями, противоречащими истине]". И здесь стоит обратить внимание на место необоснованных рассуждений, противоречащих истине. Эти рассуждения мешают исполнению слова, как нами, так и в нашей жизни. А ведь известно, что действия следуют за мыслями, поэтому пока в разуме будут обитать мысли, противоречащие истине, то невозможно будет достичь и исполнения слова, так как эти противоречащие истине мысли будут уводить от того, чтобы поступать по истине и в соответствии, в согласии с ней. 

И говоря об обитании мыслей, я имею в виду то, что К. Хейгин выразил образом позволить птице свить гнездо: различные мысли могут пролетать, но останутся ли они в разуме, но будут ли гнездиться -- решаем мы. Так что никаким мыслям, противоречащим истине, мы должны не позволять гнездиться -- оставаться в нашем разуме через наши дальнейшие размылшения над проблемой, последствиями, негативным опытом и пр., -- потому что это приведет нас в состояние, в котором мы не сможем исполнять слово Божье, поступая по истине, так как виденье истины будет отсутствовать. Это подобно телевизору и каналу, который мы смотрим: мы либо будем смотреть канал страха, либо истины, вселяющей и развивающей веру. Поэтому от того, на что мы направим свое внимание через соответственные мысли и размышления, будет зависеть наша способность ходить в истине и исполнять слово Божье.

Об этом писала и Джойс Майер в своей книге "Разум -- поле сражения", говоря: "Мы не живем согласно Слову, если наши мысли расходятся с нашими словами. Мы не живем согласно Слову, если наши мысли не направлены к Божьему Слову [с.142]". Хотя я бы сказала, что мы не живем по слову, когда наши мысли и слова не совпадают со словом Божьим, а не если только мысли расходятся со словами. Подтверждение этому находим дальше в рассматриваемом отрывке из Писания, в ст. 26 которого говорится о пустом благочестии при отсутствии «обуздывания» языка. И конечно, это говорит и о необузданности мыслей, за которыми следуют и соответственные, столь же необузданные, слова. А в таком состоянии нельзя говорить об исполнении слова -- в таком состоянии человек не можем быть исполнителем истины и действовать в послушании повелениям Божьим. Ведь дела следуют за мыслями и за словами, а если они не направлены к истине, то не будут вести и к её исполнению, но только наоборот, уводить от неё.

Поэтому, чтобы быть исполнителем слова нужно, прежде всего, иметь правильное внутреннее состояние, без которого не достичь и внешнего выражения дел исполнения слова. Поэтому, станем обуздывать мысли в разуме и слова в устах, станем стремиться к правильному отношению любви и развивать его в своем сердце -- и тогда это приведет нас к тому, что мы будем исполнителями слова, даже без лишних, специально направленных на это усилий,  так что, ходя в исполнении заповеди любви, мы будем ходить и в исполнении всех остальных составляющих истины, ведь любовь и есть исполнение закона. Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь! 

И конечно, нужно не забывать о Божьей благодати, работающей для нас и с нами во всем этом. Благодарение Богу за Его благодать, которая и дает нам способность на исполнение слова, которая и делает нас теми, кем мы должны быть! Но для такого её действия, Богу нужно наше желание, и если мы желаем, тогда Ему есть с чем работать. И Он завершит то, что начал. Слава Господу!