Условия обретения плода веры

Условия обретения плода веры

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

(Рим.10:11-21)

Рим.10:15-21 -- интересно посмотреть на ст.17 в контексте всего этого отрывка. Мы привыкли цитировать, что вера -- от слышания, и воспринимали слышание как единственно необходимое условие, которое производит веру. Конечно, верно то, что без слышания, действительно, веры не будет откуда появиться -- у неё просто не будет основания, как и дома не может быть без фундамента. Однако само слышание есть ли единственным и достаточным фактором, производящим веру?

И вот написанное в ст.18-19 наталкивает на ответ отрицательный. Да, слышание -- это необходимость, это самое первое и самое главное. Но вот возникновение веры в сердце, которая приносит способность к послушанию, зависит не только от самого факта наличия правильного слышания. Ведь Израиль слышал! Писание говорит о том, что Бог посылал им и день, и ночь пророков. Но послушались ли они? К сожалению, нет. А это говорит о том, что самого слышания еще не достаточно.

И почему не послушались? Потому что не поверили. Как пишет далее Павел в Рим.11, они отпали за неверие. Получается, что при наличии слышания у них все равно было неверие. И если посмотреть на Иисуса: разве они не слышали и разве они не видели? Но они не приняли и не поверили. Почему? Потому что не захотели. Одна из главных причин заключается в их нежелании поверить и принять Иисуса как Мессию, точно так же, как они не захотели принимать и слова пророков, посылаемых им ранее. Они выбрали лучше идти своим путем -- они не захотели принять путь Божий. И путь Божий -- это путь послушания слову Божьему по вере.

И в этом контексте также вспоминается притча о сеятеле, в которой представлены четыре вида почвы (Мф.13). Все четыре почвы слышали слово! Но плод принесла только одна. Хотя среди этих были и те, кто с радостью принимали слово, что может указывать на некое их желание принимать, познавать истину и следовать за ней. Но и этого оказалось не достаточно, ведь желания принятия слова еще не достаточно, чтобы оно могло укорениться. А корень приносит постоянство, так что и гонение, и скорбь за слово стают тоже не помехой. Но вот корень еще и не должен быть заглушен -- ему нужно иметь достаточно места, чтобы развиваться. А если место будет занято корнями заботы, то корню слова не останется пространства, что и приведет к тому, что оно будет заглушено. 

Во всех этих случаях слышание слова не принесло плода. И в этом ключе мы говорим о плоде веры, который есть первоначальным плодом слова. Сначала слово, попадая в сердце, должно принести плод веры, которая даст Богу возможность, полномочия, действовать, чтобы Его сила произвела, проявила, плод, о котором слово и говорило, т.е. материальное или нематериальное благо в виде исцеления, восстановления или обеспечения и т.д. Но первый плод слова в сердце -- это плод веры, который приводит уже к плоду иному -- видимому и осязаемому результату. И вот чтобы первый плод веры появился, слово должно быть принято, оно должно опуститься внутрь и укорениться, оно не должно быть заглушено, и тогда оно прорастет. 

Когда семя слова упало при дороге, так что птицы налетели и поклевали его, то мне это указывает на почву, нежелающую принимать слово. Почва при дороге, или почва дороги -- возможно, имеется в виду и/или включается почва, которая проглядывала между камней, которыми выкладывали дороги в древние времена. Или же если идет речь о дороге, почва которой была вытоптана так, что в глубь семя не могло попасть само -- для этого его нужно было разве что посадить, выкопав прежде ямку для него. В любом случае речь идет о твердости, от которой семя отскакивало. Возможно, это ожесточенная почва сердца, не желающая слышать и принимать слово. Кажется, что в большинстве случаев Израиль в своей истории демонстрировал именно эту почву. Конечно, если слово отскакивает от восприятия человека, как горох от стены, то ясное дело, что оно не укорениться и не прорастет, но будет украдено, похищено. Но если этой твердости ожесточения нет, слово так просто похищено уже быть не сможет.

Далее идет речь о почвах, которые, хотя и приняли слово, но не смогли произвести плод. В одной хотя и проросло, но скоро увяло. В другой, наверное, тоже начало прорастать, но было заглушено. Отсутствие терпения сушит растение семени слова, тем самым останавливая его развитие, сдаваясь и опуская руки, принимая сомнение и впадая в неверие. Заботы и обольщение богатством заглушают слово, не оставляя места в сердце для развития его растения и плода. Но четвертая почва, которая характеризируется: а) жаждой познания истины, производящей желание принимать слово и откровение; б) наличием постоянства, поддерживаемого терпением; в) стараниями по очищению от терниев забот и обольщения богатством, чтобы поддерживать наличие места для полезных семян и их растений -- имеет способность принести плод. 

И вот стоит заметить, что заботы и обольщение богатством названы терниями. А что такое тернии? Это то, что постоянно атакует огороды и поля. С ними постоянно приходится бороться. Абсолютно чистой и свободной от териниев земля никогда не будет. А этот образ говорит о том, что забота и обольщение богатством будут атаковать разум и сердце верующего, пытаясь заглушить слово, так что нам придется постоянно противостоять им, не принимать их -- так мы и будем с ними бороться. При этом, я верю, что чем больше будет слова, чем больше оно будет иметь места в сердце, и чем больше человек будет пребывать в слове, тем меньше места будет оставаться терниям забот, ведь слово -- это не только семя, но оно еще и очищающая баня водная. Как сказал Иисус Своим ученикам, они были уже омыты словом -- осталось омыть только ноги. Так что слово -- это еще и мощный очиститель, способный расчистить любые хащи и трущобы, чтобы насадить на их месте прекрасный плодоносный сад.

Итак, плод веры зависит не только от слышания. Слышание слова -- это только первое условие, исполнение которого ведет к обретению развития плода веры, для чего еще нужно соблюсти условия желания, терпения и постоянства, а также борьбы с терниями заботы (противостояния им). В результате, все эти духовные усилия увенчаются плодом веры, который произведет другие плоды превосходных видимых и осязаемых результатов в нашей жизни. Как видим, для плода веры нужно еще и правильное состояние сердца, которое описывается образом четвертой почвы. И я верю, что если мы устремимся к тому, чтобы развить в себе такую почву, чтобы достичь этого правильного состояния сердца, то Господь поможет нам в этом Своей благодатью и приведет к прекрасным плодам, свидетельствующим о славе, милости и благости Божьей, явленных в наших жизнях и через них. Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!

 

Истинные плоды и результаты

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

 (Матф.13:1-9)

Мф.13:5 -- здесь Иисус говорит о каменистой почве. И стоит обратить внимание на то, что посеянное в ней скоро взошло. Однако это скорое восхождение не принесло желаемого: растение скоро засохло. И поскольку оно засохло, то не имело и способности принести плод. А засохло оно по причине отсутствия корня.

Что это значит? Конечно, Иисус изъяснил эту притчу, сказав, что каменистая почва -- это непостоянные люди, которые соблазняются, сдаются и отступают, во время трудностей (ст. 20-21). Однако в этой иллюстрации я увидела еще кое-что, а именно то, что относится к быстрому восхождению. Семя скоро взошло. При том что в хорошей почве еще ничего не было видно. Но каменистая почва могла уже гордиться некоторыми своими успехами, ведь у неё семя уже взошло. Каменистая почва принесла быстрые видимые и ощутимые результаты. Но они имелись не долго -- до первой жары.

О чем это говорит? О том, что нам не следует искать быстрых и мгновенных результатов. Конечно, всем хочется быстро получить желаемое, чтобы больше не ждать и не терпеть этого времени ожидания. Плоть ведь хочет всего и сразу. Однако вот один из плодов духа -- это долготерпение. Даже не просто терпение, но долготерпение, которое необходимо, чтобы получить обещанное (Евр.6:15, 10:36). Ведь для получения обещанного потребуется, чтобы семя слова взошло. А для этого слово должно будет сначала укорениться. И это самое важное, ведь если будет корень, тогда успех растения обеспечен. Иначе говоря, будущее растения в его корне: будет крепкий корень, будет расти, цвести и пахнуть, а потому и приносить плод, и растение.

Это еще можно сравнить с деревом, которое обычно имеет глубокие корни. Ветви дерева могут срезать до такой степени, что остается один лишь ствол, как столб. И кажется, что все -- дереву пришел конец, ведь ему нужны питательные вещества, которые вырабатываются в процессе фотосинтеза, который, в свою очередь, происходит в листьях. А тут листьев больше нет. Но, о, чудо: ветви начинают вырастать вновь! Ствол начинает вновь обрастать зеленью. И почему это стало возможным? Потому что корень остался в земле -- не было бы корня, не было бы и надежды на возрождение дерева.

О чем это говорит? О том, что для правильных и продолжительных результатов нужен фундамент, без которого успех долго не продлится. И вот этот период роста корня, этот период заложения фундамента требует времени, так что видимый результат придет не сразу. Однако в период развития корня нельзя говорить, что результатов посеянного семени нет. Наоборот, они есть, просто их не видно. И поскольку их не видно, то это значит, что закладывается основание для величия будущего растения -- растет и развивается корень. В действительности, можно говорить о том, что чем дольше не видно роста над землей, тем лучше для будущего растения, потому что тем больше развивается корень. Ведь у многолетних растений всегда корень больше и крепче, чем в кратковременных, однолетних. Хотя за результаты в росте и переживать-то нечего: когда корень достигнет необходимого уровня развития, тогда растение выстрелит вверх -- это естественный процесс, который иногда даже не остановить и асфальту.

Исходя из этого, можем увидеть, что быстрые результаты -- это не всегда хорошо. Даже более того, в большинстве случаев это вовсе не хорошо, ведь быстрые результаты дает только каменистая почва (конечно, за исключением случаев, когда сила Божья приносит сверхъестественный урожай, в частности, во исполнение пророческого слова о том, что настанет время, когда пахарь будет догонять сеятеля -- Ам.9:13). И это происходит потому, что в этой почве не может развиваться корень, а потому и время сокращается. Однако в долговременной перспективе это оказывается тщетным: растение, которое быстро взошло, настолько же быстро и увяло. Результаты без корня настолько же быстро увядают, как и появляются. Так что нужно уметь смотреть дальше -- на долгосрочную перспективу, потому что то, чем люди хвастают сегодня, увянет у них завтра; и то, чем они хвалятся, быстро исчезнет. 

А то все привыкли смотреть на нынешний момент, в котором многие каменистые почвы могут хвастать своими быстрыми результатами. Что ж, пусть хвастают. Нам же главное быть хорошей почвой -- нам главное прикладывать усилия к тому, чтобы быть хорошей почвой. И тогда на финише с результатами будет одна лишь хороша почва, а все каменистые останутся ни с чем. Вот тогда и будет видно по-настоящему истинные результаты каждого. Ведь даже в народе говорят, что цыплят по осени считают. И в это есть свой смысл: летом вылупливается много, но сколько доживет до осени и станет полезными курами? Ведь все и заинтересованы не в самих цыплятах, а в курах. Так что много цыплят летом еще не значит много кур осенью. И вот осенью нужно и сводить счеты. 

Но многие люди этого не понимают -- они начинают считать своих цыплят еще летом и хвастать своими лучшими результатами. К этому людям Божьим следует относиться спокойно, потому что Бог даст нам лучшие результаты при исходе -- в тот момент, который действительно будет показательным. Это как в соревнованиях: при начале гонки или забега можно стартовать в первых рядах, но вот кто дойдет до конца и победит покажет только финиш. А в этом промежутке времени между стартом и финишем можно встретить много самоуверенных глупцов, на которых не стоит обращать внимания, ведь на финише мы их уже не встретим, а потому наша встреча будет кратковременной и мимолетной, и на обгоне мы сможем помахать им ручкой "до свидания".

Итак, быстрые результаты в большинстве случаев являются показателем каменистой почвы, которая делает эти результаты непродолжительными. По этой причине мы должны искать не результатов, но хорошей почвы, потому что хорошая почва обеспечит и результаты -- так, чтобы хорошая почва не дала роста, быть не может. Так что нам нужно сместить приоритеты, сконцентрировавшись не на результатах, но на почве. И если с почвой будет все в порядке, то и с результатами тоже. И если мы стараемся, если мы прикладываем усилия к тому, чтобы почва нашего сердца была хорошей -- если мы стараемся очищать её от камней непостоянства, колебания и сомнения, если стараемся очищать от терниев и не допускать их роста, тогда семя слова принесет урожай: оно сможет прочно укорениться, а потому и хорошо вырасти, а потому и цвести, и пахнуть, а потому и принести плод. 

Следовательно, нам не нужно расстраиваться о времени, потому что наш урожай растет. И он вырастет, как только придет для этого время. Но пока мы не увидим результаты, нам не следует расстраиваться, но наоборот, следует веселиться и радоваться, ведь если мы ничего не видим, значит, семя растет вглубь, что значит развитие корня, который есть залогом величия растения. И если корень вырастет, тогда и результаты не заставят себя долго ждать -- растение поднимется и принесет желаемый плод. И этот плод будет продолжительный, как и само растение. И поскольку наши растения не будут быстро увядать, но цвести вновь и вновь, принося урожай из года в год, так как у них будет прочный корень, то в итоге мы будем иметь прекрасный сад всяких превосходных результатов в нашей жизни. Этого Бог и хочет для всех Своих детей, а потому к этому и будет вести. 

Но чтобы прийти к этому нам нужно перестать гоняться за быстрыми результатами, но следует успокоиться в доверии Богу, чтобы Он смог с нами работать и повести нас углубиться внутрь, чтобы заложить фундамент, чтобы развить корень для будущего величия. И когда это будет сделано, тогда уже не о чем будет волноваться или беспокоиться, потому что величие здания жизни, великолепие сада жизни, будет определено, так что нужно будет уже лишь только некоторое время, чтобы это проявило себя явно. И когда растение/здание поднимется над землей, тогда это увидят все; а когда оно устоит в то время, как у всех других засохнет/разрушится, тогда это покажет отличие истинных результатов и быстрых подделок фальшивого величия. 

Так что если у нас хорошая почва, с которой Бог может работать, то мы можем больше ни о чем не переживать, ведь хорошая почва не может не принести плод. И если мы только остаемся на Лозе, мы не сможем засохнуть, но будем обновляться и восстанавливаться вновь и вновь, чтобы приносить все больше плодов и результатов во славу нашего Отца и Господа Иисуса, и Духа Святого.

Аллилуия! Слава Богу! Да будет так! И пусть Божья благодать выполнит свою работу для нас и с нами в этом! Аминь.