Вера ведет к большему
- Подробности
Вера ведет к большему, или Постоянная неудовлетворенность веры
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
(Матф.14:25-34)
Зачем Петру было выходить из лодки? Очевидно, что в этом не было необходимости. Тогда что же заставило его это сделать? Или, лучше сказать, чем было вызвано такое его стремление? Ведь им и в лодке-то было не безопасно, а тут прямо выходить на волны! Но его это не смутило -- он все равно решил выйти за борт.
И он сделал это только после того, как увидел Иисуса. Можно представить, как он вместо с остальными пытался удержаться на этих волнах, как они пытались вычерпать воду из лодки, но тут вдруг увидев Идущего по воде и услышав знакомый голос: "Ободритесь! Это Я, не бойтесь," -- вдруг мысли Петра повернули в другую сторону. Только что он был занят штормом, а тут уже думает о хождении по воде.
И не смотря на допущенную Петром после недоработку, у него есть чему поучиться. Прежде всего, способности переключения с целью настроиться и перейти к сотрудничеству с Богом. Ведь Он появляется тогда, когда наши мысли могут быть заняты совершенно другим. Мы на земле, и нам здесь постоянно найдется, чем заняться. Даже если посмотреть на момент призвания Апостолов -- большинство из них в тот момент были заняты серьезным делом: Петр и Андрей ловили рыбу, сыны Зеведеевы починивали сети (Мф.4:18-22), Матфей и Левий как раз сидели у сбора пошлин (Мф.9:9, Лк.5:27). Все они были заняты своей работой, однако смогли услышать голос Иисуса, переключиться, оставив свои дела, и присоединиться к движению Божьему.
Это говорит о том, что Господь будет говорить к нам и вести нас к чему-то, когда у нас совершенно другие планы и регламент; Он появится с чудом для избавления и исполнения Своего обетования, когда мы будем заняты своими обычными делами. Поэтому, чтобы "поймать" движение Божье, нам, во-первых, нужно быть к этому готовыми -- готовыми в том смысле, что мы должны понимать внезапность и неожиданность движения Божьего. Ведь Иисус не зря говорил о том, что Его день придет, как тать (Откр.16:15; Мф.24:42,44; 1Фес.5:2). Если бы Господь открыл нам Свой регламент, ничто бы не могло застать нас, как тать.
Таким образом, в движении Божьем есть определенный момент неожиданности и непредсказуемости в отношении того, когда и с какой стороны Он появится. Но одно мы знаем точно: Он появится, слава Господу! И полагаю, что этакая неожиданность имеет место из-за того, что мы погружены в свои дела. Ученики во время этого шторма не сидели и не ждали, что Иисус придет им помочь, так что, заметив фигуру, обрадовались спасению. Все было совершенно наоборот -- почти впав в отчаяние в борьбе с этим штормом, увидев приближающийся силуэт, они вскричали от страха! А все потому, что явление Божье не вписывалось в их представления.
Это не говорит о том, что мы не должны ничем заниматься, а только ждать движения Божьего, как те больные в купальне Вифезда (Ин.5:2-3). Нет, у нас есть определенные дела, и у нас есть во всем наша часть. Однако нам нужно уметь "ловить" сигнал Божьего движения -- будучи настроенными на волну Духа, нам нужно научиться переключаться, оставляя свои дела, откладывая планы и изменяя регламент, если этого хочет от нас Бог, чтобы иметь способность двигаться с Ним в одном потоке явления Его сверхъестественной силы в чудесах.
Итак, Петр переключился -- он сразу же бросил весла, ведро, которым вычерпывал воду или другие какие "дрозды правления". Увидев Иисуса, его мыслями сразу же овладело чудо, свидетелем и наблюдателем которого он был. И он решил, что не хочет быть только наблюдателем, но нацелено устремился к тому, чтобы принять в нем участие непосредственно. Он сказал: "Учитель, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде!" И ответ Иисуса был прост: "Иди".
Что этим Петр сделал? Разве он не поставил себя на один уровень с Иисусом в отношении пределов возможностей? Он не подумал: "О, это же Иисус. Это только Он такой святой, что может творить такие чудеса и ходить по воде". Наоборот! Он сказал Иисусу: "Если это Ты -- реальный Человек, которого я знаю, с которым ем и пью, а не призрак, как мы, было, подумали, тогда и я, будучи человеком, а не призраком, могу пойти по воде. Я тоже хочу попробовать! Иисус, разреши и мне прийти к Тебе!" И как отреагировал на это Иисус? Начал ли Он запрещать Петру и ругать его, говоря: "Как ты посмел, старый грешник! Это только Я -- Святой и Праведный -- могу творить такие чудеса! Что ты о себе возомнил?" Напротив, Иисус совершенно спокойно и уверенно сказал: "Иди".
Полагаю, Иисусу даже понравилось это желание Петра делать то, что Он делал. Позже Он сказал им, что верующие в Него не то, что могут себе позволить претендовать на то, чтобы творить дела Иисуса, но должны творить их (Ин.14:12). И даже более того, должны сотворить большие! Господи, тут бы до Твоих дел добраться, а тут на нас возлагается обязанность сотворить и большее!
Интересно также заметить, что никому в голову такая мысль, как Петру, больше не пришла. Полагаю, они были настолько ошарашены происходящим, что не могли нормально соображать и руководить своими действиями. Возможно, потом они пожалели, что не воспользовались возможностью получить столь уникальный опыт такого приключения хождения по воде, однако в тот момент они не проявили способности, желания и решительности к этому. Перешагнувшим борт лодки был только Петр, и этим он поставил себя на один уровень с Иисусом. И Иисус не просто это позволил, но и поддержал его в этом.
Конечно, вера Петра не была столь велика, как Иисуса, поэтому он позволил ветру и морю себя поколебать. Однако Иисус был рядом -- Он тотчас протянул руку и спросил: "Зачем ты усомнился?" Другими словами: "Петр, ты молодец. Все шло хорошо, и ты бы подошел ко Мне, если бы не позволил себя поколебать. В этом твоя недоработка. Однако Я рядом, поэтому ты в безопасности".
Полагаю, Петра не зря католическая церковь ставит во главу после Христа. Да, у Петра было откровение, о котором Иисус сказал, что на том камне создаст Свою церковь, что ими воспринимается буквально (Мф.16:18); однако никто больше не ходил по воде. Исцеляли и другие, проповедовали и другие (Лк.10:17), но вот по воде больше никто не ходил. Только Иисус -- Святой и Праведный Бог -- мог ходить по воде, и только Петр осмелился шагнуть на тот же уровень силы, власти и владычества над силами природы. Поэтому, не зря некоторые воспринимают его как второго святого после Самого Иисуса.
Но о чем это нам говорит? О том, что вера всегда ставит использующих её на один уровень с Богом. По этой причине и необходимо осознание праведности во Христе (Рим.5:17), иначе не будет смелости и дерзновения шагнуть на этот высокий уровень власти и владычества. Ведь вера -- это могущественная сила Самого Бога: она будет либо творить, либо доминировать. Она не будет подчиняться даже силам природы, и только Бог не подвластен им. Но дав нам Свою веру, Он, тем самым, поставил нас на один уровень из Самим Собою (Мк.11:23-24, Рим.12:2). Потому что Он желает, чтобы мы творили Его дела на земле, а это не возможно без веры.
Вместе с этим, вера ведет нас за пределы удовлетворительного. Это часто называется "зоной комфорта". Хотя я не уверенна, что в лодке было так уже комфортно, ведь её захлестывало волнами, так что ученики были в отчаянии, все же оказаться за бортом было смелым шагом в опасную зону. Однако Петра не удовлетворяло его место в лодке. Он не просто хотел получить помощь Иисуса в виде избавления от шторма, но он настолько пожелал принять участие в чуде, что спасение от шторма его больше не волновало. Он устремился к несравненно большему, и получил опыт и в нем.
При этом, он вышел из лодки еще до того, как Иисус усмирил шторм. Он не начал думать: "Подожду-ка, когда все утихнет, а потом попрошу Иисуса повторить трюк". Нет, он пошел прямо тогда, не ожидая усмирения шторма. Это говорит нам о том, что нам не обязательно ждать, пока Господь удовлетворит одну нашу просьбу, разберется с одной нуждой перед тем, как устремиться к другой. Нет, прямо посреди меньшего мы можем устремиться к большему, так что когда большее будет достигнуто, то оно покроет и меньшее. Как и в этой истории: усмирение шторма было меньшим чудом, чем хождение по воде. Усмирение шторма ученики уже видели, а хождение по воде было настолько большим, что от страха они вскричали. Однако когда Иисус с Петром вошли в лодку, шторм утих -- большее чудо принесло с собой и меньшее, удовлетворение большего стремления принесло избавление и в меньшем.
Вместе с этим стоит также заметить, что хождение по воде -- это уже были чисто амбиции Петра, в этом не было совершенно никакой необходимости. Они нуждались в спасении от шторма, и Иисус, не имея лодки, вынужден был пойти к ним по воде. Но у Петра-то такой нужды не было. Он мог спокойно сидеть в лодке, ожидая, пока Иисус восполнит его нужду в усмирении шторма. Стоит заметить, что Иоан, описывая хождение Иисуса по воде, указывает на то, что как только Иисус вошел в лодку, она пристала к берегу. А берег -- это уже полная безопасность, это не просто усмирение шторма, но как бы двойная гарантия: "Вы по любому уже близко к земле. Вы в полной безопасности. Шторма нет, и мы приплыли".
Таким образом, все, кто сидели в лодке, получили свое избавление от шторма и спасение от погибели от стихии. Однако Петр при этом умудрился еще и походить по воде. Он ходил по воде! Хотя он и усомнился, полагаю, все же, он мог быть полон восторга, ведь он все-таки походил по воде. Это не то, что мировой рекорд установить, от чего спортсмены обычно в неописуемом восторге -- такого вообще никто никогда не делал! А он принял в этом участие. Поэтому, каждый получил то, к чему устремился: все ученики довольствовались лишь спасением от шторма, а Петр осмелился устремиться к большему, и получил больший опыт в сверхъестественном, чем все остальные ученики.
Из этого следует, что вера всегда ведет к нечто большему, и это большее часто не является необходимостью. Но если мы позволим нашей вере устремиться к этому большему, не довольствуясь лишь меньшим, тогда она поведет нас за пределы возможного и необходимого -- к сверхъестественному и желаемому, к невозможному и непомерно великому. И способность достижения этого будет лишь зависеть от нашей смелости -- осмелимся ли мы перешагнуть комфортную зону, выйти за пределы лишь необходимого, шагнуть в неведомое и даже опасное. И наш уровень смелости определяется уровнем твердости нашей веры -- степенью доверия Богу, ведь насколько мы доверимся Богу, настолько далеко и сможем с Ним зайти.
Но в противоречие этому религия заставила людей довольствоваться меньшим. Она предложила им путь малейшего сопротивления -- смириться с проблемой, вместо того, чтобы решать её. Она предложила сдаться, вместо того, чтобы сражаться -- подвизаться добрым подвигом веры (1Тим.6:12), -- придав такому отношению вид смирения перед Богом. Она предложила терпеть страдания, смиряясь с болью проклятия, вместо того, чтобы взять над ним владычество в своей жизни. И люди за этим пошли, потому что для большинства -- это проще. Проще было сидеть в лодке и жаловаться на захлестывающие волны, чем перешагнуть борт с целью взять владычество над силами природы.
Хотя по сути, Петру нечего было терять. Какая разница, оказаться за бортом от очередной волны, или самому шагнуть на волну. Однако страх лишает такой здравости и заставляет держаться за свое место, направляя усилия к тому, чтобы там удержаться, а не куда-то продвигаться. Однако вера совершенно противоположна этому. По этой причине она часто и ведет к безумным действиям: как это выйти за борт во время шторма? Но ведь в лодке они были не в такой уж и большей безопасности посреди шторма, ведь вместе с лодкой они все были во власти стихии. Но этого многие не видят, т.к. страх ослепляет разум, вследствие чего поступающих по вере называют безумными, хотя безумие, на самом деле, являют и в нем находятся те, кем возобладал страх. Поэтому не зря написано, что Господь дал нам духа не боязни, но силы (и это сила веры), любви и целомудрия, или здравого рассудка (2Тим.1:7), потому что вера открывает глаза, позволяя видеть невидимое, а потому и поступать в соответствии с ним.
Итак, вера никогда не оставит нас в покое в удовлетворительном положении, где нас все устраивает и нам больше ничего не нужно. Такое положение, наоборот, есть положением вне воли Божьей, а не смирением, потому что не ведет ни к выполнению дел Божьих, ни к тому, чтобы творить большее. Поэтому, пока мы движимы верой, то будем устремляться к большему и большему, от невозможного к еще более невозможному, потому что вера никогда не оставит нас сидеть на одном месте. Она постоянно будет выталкивать нас из лодки, но это значит, что она нас будет подталкивать все ближе к Иисусу. И Он будет рядом, обеспечивая безопасность.
Следовательно, нам не нужно бояться зоны риска веры и той степени опасности, которую представляет этот риск. Потому что у нас есть гарантия безопасности и непроницаемости, которую мы находим в поддержке Иисуса. Наоборот, нам нужно осмелиться устремиться к нечто большему, потому что это то, чего и хочет от нас Господь, ведь Он даже не позволил нам удовлетвориться Его делами, но повелел творить большее. И это большее возможно только с отважной верой, которая ведет за пределы ограничений, чтобы взять владычество над ними.
Поэтому, воля Божья для нас -- это не быть удовлетворенным меньшим, но простираться к большему. И даже если это большее окажется больше нашего уровня веры, как это было у Петра, Иисус поможет нам и поддержит Своей крепкой рукой благодати. Даже если путь к этому большему дольше, чем мы рассчитывали, нам главное стремиться и простираться, не взирая назад. Как писал Павел: "Стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос" (Флп.3:12-14). В любом случае хотя бы попытаться выйти из лодки и пойти по воде лучше, чем сидеть в ней нерушимо. Как говорил См. Виглзворт, что он лучше умрет, доверяя Богу, чем проживет всю жизнь с неверием. Так что лучше простираться и не достичь, чем вообще не стремиться, потому что первый вариант хотя бы уже в зоне воли Божьей, в то время как другой отделяет от неё.
Однако с Богом все намного лучше. Хотя Сидрах, Мисах и Авденаго не знали, как Бог их спасет и появится ли Он с ними в печи, но решили простираться, и достигли победы над пламенем и спасения от руки царя (Дан.3:16-18,26-27). Хотя Петр и начал было тонуть, Господь не позволил волнам унести его, но поддержал и с опорой Своей руки повел по воде. Поэтому Господу главное то, чтобы мы осмелились шагнуть -- чтобы доверились Ему настолько, что устремились к Нему и к Его нечто большему, ведь тогда Он сможет вести нас, направлять и в любое время окажет поддержку, чтобы довести нас к цели -- к берегу, к приготовленному и предопределенному Им для нас месту. Но пока человек не хочет идти и сидит в лодке, Он не станет заставлять их двигаться, но позволить довольствоваться имеющимся.
Итак, Господь имеет для нас нечто большее, и Он хочет, чтобы мы устремились к этому. Дав нам Свою веру, Он поставил нас на один уровень с Самим Собою, поэтому теперь хочет, чтобы мы и действовали на Его уровне власти, владычества и господства над естественными законами, обстоятельствами и процессами, используя данную нам веру. И если мы решим её использовать, то нам нужно приготовиться больше никогда не быть удовлетворенно-спокойными, потому что у Господа всегда будет для нас нечто большее, чем уже достигнутое, обретенное нами. Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!