Быть довольным

1Тим.6:6: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным". 

Это одно из известных наставлений Павла, часто цитируемых. Однако попробуем разобраться глубже в том, о чем здесь сказано.

Греческое слово, переведенное как "довольным", имеет несколько значений. Согласно словарю Thayer, слово "αὐτάρκεια (автаркия)" обозначает:

1.) идеальное состояние жизни, в котором не требуется помощь или поддержка;

2.) достаточность в жизненных потребностях;

3.) разум, довольный своей судьбой, довольство.

При этом употребленное в словаре англ. слово "довольство" поясняется как "состояние счастья и удовлетворения".

При этом данное наставление стоит рассматривать в контексте следующего утверждения Павла, который в ст.8 научает быть довольным наличием пищи и одежды. Стоит заметить, что здесь уже употреблено иное слово на греческом, которое имеет прямыми своими значениями словосочетания "быть достаточным; быть довольным, удовлетворенным". 

Объединяя все это вместе, можем увидеть, что Писание наставляет считать достаточным для довольства и удовлетворения наличие обеспечения в минимальных жизненных нуждах -- в пище и одежде. Даже о жилище ничего не сказано. И это не значит, что больше ничего и нельзя иметь или не стоит большим владеть, но указывает на состояние и отношение сердца. Грубо говоря, для состояния счастья и удовлетворения нам должно быть достаточно самого малого, как детям. А это ведет к тому, что наше счастье будет не зависимо ни от чего внешнего и материального.

 Когда люди свое счастье и удовлетворенность ставят в зависимость от своих достижений и обретений (в смысле, материальных благ), тогда они впускаются в погоню за ними. И парадокс в том, что при таком отношении их никогда не будет достаточно. А это значит, что люди постоянно будут откладывать и откладывать свое счастье, так никогда и не радуясь жизни и не наслаждаясь ею по-настоящему. Опасность такого состояние раскрывается далее в рассматриваемой главе: Павел пишет, что это становится поводом для того, чтобы уклониться и впасть в похоти.

 При этом стоит задуматься, кто же возгревает эти похоти? Кто возгревает это недовольство и неудовлетворенность? Враг. И делает это он своей ложью. Самая первая, кто на это повелась, была Ева, и последствия её с Адамом поступка нам известны. Однако стоит обратить внимание на то, как действовал враг в её случае, и его тактика не меняется: он заставил её думать, что она не имеет того, что могла бы иметь, и этим вызвал у неё чувство недовольства и неудовлетворения. И такое состояние Евы толкнуло её на грех, на непослушание повелению Божьему. 

 И Дух Святой никогда так не ведет. Он не использует состояние отчаяния человека, чтобы толкнуть его на какое-то действие. Хотя некоторые и свидетельствуют о том, что они начинали чувствовать неудовлетворение своей обычной жизнью, так что взыскивали Бога, который показывал им Свою волю в отношении движения вперед, все эти побуждения и свидетельство Духа Святого носят иной характер. Он вкладывает стремление к большему, так что то состояние, которое тоже можно описать как неудовлетворение, не делает несчастным и не вызывает недовольство от жизни, но наоборот, побуждает поднять взор, открыться к большему, взыскать Бога и Его волю, и дает дерзновение для движения вперед. 

 Это все духовные вещи, так что их часто бывает сложно описать и различать, однако разница есть и она колоссальная. Это как с обличением: когда Дух Святой обличает, Он ведет к исправлению, а не к чувству стыда и виновности; но когда враг пытается оказывать давление на человека, то сожалением за прошлые поступки он будет пытаться приносить именно стыд и вину, а в таком состоянии дух человека не может производить веру, для действия которой нужно осознание праведности во Христе. Так и здесь: неудовлетворение и недовольство жизнью, вызванные вражеской ложью, будут истощать человека и приносить апатию в его жизнь, развивать чувство безнадеги и безвыходности; но побуждение от Духа Святого будет зажигать, приносить энергию дерзновения двигаться за Богом в исполнении Его плана для нас и через нас. 

 Так что это можно проверять состоянием: где мир и радость, и дерзновение, там действие Духа Святого, а где разочарование и апатия, и печаль, там вражеское влияние его лжи. Когда Дух Святой ведет, то Он дает видеть перспективу. Неудовлетворенность же, навязываемая врагом, это виденье, наоборот, отнимает. Вместе с этим, стоит также иметь в виду состояние человека, к которому обращается Дух Святой, ведь если человек открыт к послушанию, тогда воспринимать и исполнять повеления Божьи для него не будет проблемой, так что и его отношение будет наполнено плодами духа: мира, радости, любви, терпения... Когда же человек, зная волю Божью, будет упорно идти против неё, тогда, конечно же, все другое, что он будет делать, будет не то, что не приносить ему неудовлетворение, но раздражать, изматывать и даже злить. Человек будет не в своей тарелке, он будет мыть ноги в носках -- все ему будет не так. 

 Однако и здесь будет разница: упорствующий против Бога человек будет знать, что ему исправить, так что ему будет не свойственно состояние отчаяния от безвыходности отсутствия перспективы, как Иона -- он знал что от него требовалось, и он знал причину своих бед, и не впадал в отчаяние, но спокойно мог заявить, что его нужно бросить за борт, в море. Он знал, что он не хотел исполнять волю Божью, и все -- на жизнь как таковую он не жаловался. Наоборот, он пытался убежать от Бога и жить так, как ему хотелось бы, но на этом пути он встретился с непреодолимыми трудностями (попал в чрево рыбы), которые Бог убрал, когда он покаялся -- все его трудности разрешились, когда он возвратился на Божий путь: рыба выплюнула его на берег. Так что когда человек, упорствуя против Бога, встречается с трудностями и терпит бедствия, то он знает и понимает причину, однако просто не желает что-либо менять, пока, наконец, не капитулирует перед Богом, подчиняясь Его воле. Хотя есть такие, которые и не капитулируют, и это отбирает у них жизнь.

 Человек же, проглотивший вражескую ложь, будет в отчаянии, он не будет видеть будущего, он не будет знать, что ему делать со своей жизнью, потому что смотреть на неё он будет не здраво -- с точки зрения вражеской лжи, а не реально воспринимая соотношение позитивного и негативного. В любом случае, разобраться поможет только Дух Святой, так что следует стараться слышать Его и слушаться. Ведь если неудовлетворение приходит как побуждение к действию от Духа Святого, тогда Он покажет и то, что нужно сделать, и откроет для этого все необходимые возможности, и даст способности на выполнение порученного, так что проблемы в этом не будет. Но когда враг давит недовольством и неудовлетворенностью, тогда не известно, что делать, тогда люди видят проблему во всех остальных, они обвиняют всех и все, но не берут ответственности на себя -- они не видят, что и как они могут поменять, потому что проблему они видят в других людях и своих обстоятельствах. 

 И это не вера, потому что вера приносит такое отношение, в котором человек осознает, что его никто не может остановить в достижении его цели, кроме него самого. Человек в вере понимает свою власть над своей жизнью и берет ответственность за то, что он допускает или не допускает. И это совершенно иное состояние. Так что неудовлетворение, вызываемое побуждением Духа Святого, будет вести к поискам Бога и Его воли и к исполнению её, соответственно. Неудовлетворенность же и недовольство от врага будут либо толкать на грех, либо вводить человека в депрессию.

 Таким образом, состояние недовольства и чувство неудовлетворенности, навязываемые врагом, стают почвой, на которой развивается депрессия. Человек не может быть счастлив здесь и сейчас, потому что думает, что ему нужно что-то еще, и часто достать этого он не может. И это гнетет его изнутри. Если враг не сможет толкнуть на грех, то попытается принести хотя бы депрессию, гнетущую изнутри. Потому что когда человек может достать то, что, как ему кажется, ему нужно для довольства и удовлетворения в жизни, тогда он сделает это, впадая в следование за различными похотями. Ева могла достать то, что, как ей казалось, принесет ей то, чего недостает для полного счастья, однако это повлекло несчастье для них самих с Адамом и для всего человечества. 

 Когда же человек будет стараться жить праведной жизнью, так что грехом его будет сложно уловить, враг попытается пробраться изнутри -- через ложные мысли. Ведь о нем сказано, что он лжец и отец всякой лжи. И через свою ложь он попытается посеять смуту и привести человека в заблуждение относительно его состояния в жизни. Приняв это, человек почувствует себя крайне несчастным, и это запустит остальные механизмы страха и физической реакции на него. Ведь когда мы принимаем ложные мысли за истину, тогда мы соглашаемся с ними. Иначе говоря, когда мы соглашаемся с тем, что видимое и слышимое нами, но противоречащее слову Божьему, может быть правдой, тогда мы ложь и принимаем. И эта ложь питает страх, который ничего хорошего в жизнь не несет.

 Какой выход? Не слушать ложь, не принимать её, противостоять ей и гнать её прочь. Однако вот следует иметь в виду, что враг хитрый и настойчивый, так что пока он будет видеть лазейку, он попытается ею воспользоваться. И лазейку он может находить в наших слабостях -- опасениях и страхах, из которыми мы боремся, так что попытается подпитывать их своей ложью, принятие которой столкнет либо ко греху и непослушанию Богу, либо попытается навеять депрессию. Однако это не все. Опасения и страхи человека часто связаны с их чувством неудовлетворения, так что наличие или отсутствие определенных благ в их жизни может быть той или иной слабостью человека. 

 Иначе говоря, если человек думает, что ему необходимо что-то (например, дом) или кто-то (например, жена) для хорошей и счастливой жизни, тогда он будет бояться того, что ему может не удастся этого достичь, получить. Видя эту «слабинку», враг может попытаться прийти с некой ложью, которая будет говорить, что если ты продолжишь делать то-то или не сделаешь того-то, то в таком же состоянии и останешься. И если эту ложь проглотить, то это приведет человека в отчаяние, в котором он будет либо бросаться в крайности, либо, не зная что предпринять, впадет в депрессию. И это не провозглашение, это просто объяснение происходящих процессов, чтобы мы их могли распознавать и с ними справляться. И как мы справляемся? Применяя свою власть, противостоя и страху, и вражеской клевете на нас и на Бога. Но чтобы у врага было меньше поводов нас достать, нам следует разобраться с нашим состоянием -- с нашим довольством и удовлетворением.

 Ведь я верю, что если по жизни мы примем решение идти, как наставлял Павел, довольствуясь имеющимся, тогда врагу будет сложно нас искушать и уловить через давление неудовлетворением с его стороны. Если бы Ева решила, что она уже имеет высшую меру счастья, то её рука не потянулась бы к запретному плоду. Так и нам нужно решить, что прямо здесь и сейчас мы имеем все, чтобы быть счастливыми. Всегда найдется то, что есть достаточной причиной для радости. Банально, но если даже хотя бы ничего не болит, то этого уже достаточно, чтобы радоваться жизни. И это не говоря уже о том, что мы имеем Иисуса Господом и своим Добрым Пастырем, Духа Святого -- Учителем, а Бога Всемогущего, Творца Вселенной -- своим Отцом! Он уже благословил нас всяким духовным благословением в небесах. У нас уже есть все, что нужно, и даже больше. Вот на это мы и должны смотреть и этому радоваться. Как говорил Иисус: "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах".

 Но означает ли это, что такое состояние довольства и удовлетворения становится тормозом и блокирует продвижение? Никак нет. Здесь стоит различать и понимать, о каком удовлетворении идет речь, а именно о том, от которого мы ставим в зависимость наше внутреннее состояние, настроение и положение в жизни. Имеется в виду, что если неудовлетворение возникает на почве того, что под давлением вражеской лжи мы решили, что нам нужно что-то для счастья, чего у нас нет, тогда это не правильно. Тогда мы будем недовольны, что будет открывать двери для расстройства, разочарования и грусти. Так мы с Богом никуда не продвинемся, потому что это не состояние веры, которая нам нужна, чтобы идти за Ним. Потому что вера всегда радуется. Почему? Потому что она своим Источником имеет Бога, а этот Источник покрывает все -- любую нужду и желание.

 Вера же всегда будет стремиться к большему явлению Божье славы. Однако это стремление не будет приносить чувство неудовлетворения и недовольства жизнью, не будет создавать почву для печали и грусти. Павел был доволен, однако он стремился к достижению вышнего звания во Христе. Так что наоборот, когда мы решаем быть довольны -- потому что это все наше отношение, виденье и решения, -- тогда мы открывается к тому, чтобы двигаться с Богом, вместо того, чтобы впадать в погоню за тем, что, как мы думаем, нам еще нужно для счастья. Ведь если так думать, то оно никогда не придет и не будет достигнуто, потому что чего-то всегда будет не хватать, как старухе из сказки о рыбаке и рыбке. Более того, враг может попытаться только уловить тем, что человеку кажется надобным для счастья, так что когда он и достигнет того, к чему стремился, это может стать для него ловушкой, неприятностью -- "халепою". По сути, это то, что и произошло с Евой.

 Поэтому, станем довольствоваться имеющимся и будем развивать отношение благодарности, которое будет возгревать радость. Нам следует принять решение, что для счастья нам не нужно больше ничего и никого, кроме Бога и того, что Он нам уже дал и может дать. Тогда мы будем стремиться к Богу и приближаться к Нему как к Источнику счастья, а не пускаться в погоню за мирскими материальными и плотскими вещами, которые жизни не приносят, но наоборот, только используются врагом, чтобы жизнь у людей отнимать. Так что зная и разумея тактику врага, станем не давать ему повода водить нас за нос ложью, подпитывающей страх и неудовлетворение. Нам Бог дал не духа страха, так что он в нас не имеет ничего. Нам Бог даровал все, потребное для жизни и благочестия, так что у нас есть все основания быть довольными и удовлетворенными жизнью прямо здесь и прямо сейчас. 

 Следовательно, нам нужно принять решение, что мы больше не позволим никакому неудовлетворению, возгреваемому вражеской ложью, давить на нас, что мы будем довольны и благодарны, а это в результате умножит нашу способность принимать от Бога, а потому приведет нас к большим благословениям. Однако не они нужны нам будут для счастья -- его мы уже будем иметь, мы уже будем наслаждаться жизнью, потому что жизнь наша -- Христос, и это само по себе уже есть достаточной причиной для того, чтобы радоваться и благодарить Бога. В конце концов, мы искуплены от проклятия и нас ждет светлое будущее с Богом на небесах, хотя эти небеса Бог хочет принести нам еще на землю. И единственное, что может Ему помешать, это мы сами. 

 Так что станем сотрудничать с Богом в вере и радости, вместо того, чтобы препятствовать ему страхом и унынием от неудовлетворенности, которая, кстати, и побуждает человека жаловаться на жизнь, препятствуя ему наслаждаться её прекрасными моментами. Итак, будем доверять Богу и утешаться Им, ведь Он не может не правильно управлять нашей жизнью, упустив и пропустив в ней важное для нас. И такое наше состояние даст Ему способность исполнить наши желания, осуществить надежды и ожидания, хотя Он обещал их даже превзойти. Потому в радости станем стремиться к явлению Божьей славы, которую Господь обещал явить нам в умножившейся интенсивности в нашей жизни в наше время.

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь!