Неизменное служение

Дан.6:16,20: 

16 Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! ...

20 и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?

В этих стихах царь Дарий два раза повторяет о том, что Даниил неизменно служит своему Богу. НЖПБ передает это как "верно служишь", а перевод Месседж говорит о преданности. Таким образом, Даниил был настолько верен, настолько предан своему Богу и Его слову, что служил Ему неизменно, невзирая даже на царские повеления. 

Конечно, он повиновался царю в обычных государственных делах, ведь если бы это было не так, то те люди нашли бы в чем обвинить Даниила перед царем и без издания отдельного закона. Но когда дело дошло до того, что царское повеление запретило ему обращаться с прошением к Богу, тогда Даниил не принял его, но продолжал молиться, не обращая внимания на царский запрет.

И интересно, что заговорщики знали, что они не найдут никакого предлога против Даниила, если не найдут его в законе его Бога (ст.5). Другими словами, они знали, что он не поставит никакого человека и никакой закон выше своего Бога и Его повелений. Вместе с этим и царь Дарий дважды говорил о том, что Даниил неизменно служит своему Богу. 

На основании этого можем сделать вывод, что Даниил не скрывал того, что он служит Богу Живому. И даже более того, он не просто не скрывал, но делал это явно, раз все об этом знали. И он делал это даже демонстративно, ведь когда он услышал о царском повелении, то пошел в свой дом и даже не закрыл окна, как бы желая, чтобы его видели преклоняющим колени перед Богом.

Вот насколько серьезно Даниил относился к своему Богу. Он не позволял ничему и никому занимать место Бога в его жизни, включая и самого царя. Вот что значит "Бог на первом месте". И это в империи язычников, где поклонялись идолам! Но при всем этом и посреди всего этого Даниил неизменно служил Богу Живому, отказываясь даже исполнять приказ, противоречащий закону Божьему.

И казалось бы: "Ну, что такого в этом приказе?" Всего 30 дней запрещалось просить что-либо у Бога или человека, кроме царя. Стоит обратить внимание, что сказано именно просить, а не просто обращаться. Если следовать чисто букве закона, то обращаться, например, со славословием к Богу формально не запрещалось. Однако Даниила все равно это не устраивало, и он отказался не просить милости у своего Бога даже 30 дней! Не год, но 30 дней! 

Интересно, что те заговорщики не установили большего термина -- вероятно, они знали, что этого им вполне будет достаточно, потому что Даниил ни на день не прекратит молиться к своему Богу. И когда Писание говорит о том, что они подсмотрели за Даниилом, то оно указывает именно на то, что они нашли его молящегося и просящего милости. Он не просто молился, но именно просил милости, что и подпадало под запрет закона. Но Даниила это не волновало -- он продолжал просить у Бога милости. Ведь, теоретически, он мог бы и не просить об этом 30 дней, но он решительно отказался от этого.

Почему? Потому что тот подстроенный коварный закон, фактически, ставил царя на место источника, ведь повелевалось обращаться только к нему и больше ни к кому с прошениями. Это значит, что нужно было и уповать на царя, чтобы получить просимое. И кажется, что для Даниила это могло быть легче всех, ведь он был не просто на хорошем счету у царя, но был его, можно сказать, фаворитом, потому что царь ему бесконечно доверял, ведь помышлял уже поставить над всем царством. Поэтому, кажется, что он мог легко выполнить и любую просьбу Даниила. Однако Даниилу это не нужно было. Он имел своего Бога своим источником, и он не позволил изменить это даже царскому повелению. Вот что значит "неизменно служить".

При этом интересно и то, что сказано именно о служении неизменном -- т.е. о том, что Даниил служил Богу. Но ведь он не был священником и находился далеко от храма, чтобы каким-то образом прислуживать в нем или участвовать в служении. Да и сам храм-то был разрушен. Вместе с этим, Даниил был ещё и на службе у царя -- он служил царю и занимал высокий пост на государственной службе. Но тем не менее, не сказано о том, что Даниил служил царю, но говорится именно о том, что Даниил служил Богу. Таким образом, не смотря на то, что Даниил формально работал на царя, он служил Богу. И его служение перед Богом было для него важнее службы у царя.

Во свете этого возникает вопрос: "А что же значит "служить"?" Сначала обратимся к слову иврита, употребленном в ст.16 в словосочетании "неизменно служишь", чтобы узнать его значения. Словарь BDB приводит такие значения слова "פַחלַח (pəlaḥ)": 

 

1.) Служить, поклоняться, почитать, служить для, проявлять благоговение перед;

1.а) (P'al)

1.a1.) с почтением относиться к;

1.a2.) служить [обслуживать].

Используя эти значения, можем сказать, что Даниил служил Богу -- т.е. он поклонялся ему, почитал его и проявлял благоговение перед Ним.

 

Толковый словарь Ефремовой русское слово "служить" поясняет следующим образом: 

1. несов. неперех.:

  1.

      1. Делать что-л., исполнять какую-л. работу для кого-л., подчиняясь чьим-л. интересам.

      2. Оказывать услуги, быть готовым выполнить чьи-л. просьбы, желания.

  2. Выполнять обязанности слуги, прислуги; прислуживать.

2. несов. перех. и неперех.:

1. Отправлять богослужение.

 

Во свете такого толкования можем говорить о том, что служить Богу значит исполнять Его работу, порученную нам. Или, другими словами, выполнять работу для Бога, делая то, что в Его интересах. А в Его интересах, прежде всего, то, чтобы люди узнали о Нем -- т.е. чтобы Его слово, возвещающее о Нем  и о Его благости, Евангелие -- распространялось. 

И есть Божьи служители, которые заняты в т.н. полном служении, что значит, что они занимаются (или должны заниматься) только работой Божией в том, чтобы проповедовать Евангелие и служить своими дарами Телу Христа. Однако проповедовать Евангелие и возвещать о благости своего Бога можно и не будучи в полном служении, но при этом все равно выполняя работу Божью. 

Это мы видим и в примере Даниила -- он не был священником, но он выполнял работу Божью в отношении тех царей, когда истолковывал им значение их снов и когда через него являлась сила Божья и Его премудрость, заставляющая языческих царей преклоняться перед Богом Даниила. Таким образом, можем говорить о том, что Даниил служил царю в том, что он выполнял для него порученную ему работу. Но вместе с этим Даниил служил и Богу -- он подчинялся Богу и был сосудом в Его руках в том, чтобы явить царям-язычникам Бога Живого и Истинного. И это служение Богу было важнее и первостепеннее для Даниила, чем служба при царе. 

Фактически, можем говорить о том, что служба при царе была лишь средством для выполнения его главного служения в качестве сосуда Бога Живого, ведь как Даниил мог, например, растолковать сон царю Навуходоносору и возвестить ему план Божий, если бы он не был во дворце? Таким образом, Господь просто использовал его естественное положение, чтобы выполнять Свою работу через него в том месте, среди тех людей. И это было, как мы видим, не без вражеского сопротивления.

И интересно, что похожим образом, как Даниил, служили Богу и другие мужи и жены, о которых мы узнаем со страниц Библии. Да, в ВЗ было установлено служение священников, которые должны были приносить жертвы. Однако те люди, которые непосредственно выполняли работу Божью, не были священниками. Например, Иосиф выполнил работу Божью в том, чтобы спасти Израиль от голода; Моисей -- вывести народ из рабства; Давид -- объединить Израиль и покорить врагов; Соломон -- построить храм; Есфирь и Мардохей -- спасти Иудеев от гибели... При этом большинство из них были царями или достигали царского достоинства.

И интересно, что в НЗ говорится о том, что Господь соделал нас царями и священниками -- не просто священниками, но и царями. Это говорит о том, что наше служение как верующих и Божьих сосудов НЗ как бы полногранное -- т.е. оно имеет отношение и к духовной части поклонения Богу (как священников ВЗ), и к части непосредственного выполнения Божьей работы, как делали это Божьи помазанники-цари в ВЗ. 

И здесь хочется обратить внимание на ещё один аспект. Нам говорится также о том, что Даниил был чист перед Богом и не сделал перед царем никакого преступления. Об этом утверждает ст.22, несмотря на то, что Даниил, формально, нарушил царское повеление. Однако главное, что он был чист перед Богом, потому никакой вины у него не могло быть перед человеком. Ведь если ты чист перед Богом, то какой человек может признавать тебя виновным? Не может, не имеет права. Поэтому и нам главное стремиться к тому, чтобы быть чистыми перед Богом, потому что тогда в нас не найдут никакой вины и погрешности и перед человеком.

Итак, к чему бы нас Господь не призывал, куда бы ни поставлял и что бы ни поручал, мы должны служить Ему неизменно, как Даниил, потому что такая верность и преданность есть залогом нашего успеха. Когда служение Богу будет для нас приоритетнее любой другой службы, тогда Господь сможет использовать нас, возведя на вершину и даруя превосходство, являя через нас Свою славу и, вместе с этим, защищая от любого противления. 

Поэтому, мы в своем сердце должны принять решение служить нашему Богу неизменно, и это все, что Ему нужно, чтобы нас использовать могущественно. Так что если в нашем сердце мы имеем именно такое отношение к выполнению работы Божьей, тогда у Него на нас большие планы. И Он определенно исполнит их.