Материалы

Глава 4. Божьи наместники

Глава 4. Божьи наместники

 

Давайте детальнее остановимся на второй главе книги Даниила, которая открывает нам интересную картину, в которой несколько особенных моментов.

Первое, на что Господь обратил моё внимание – это на особенность фигуры царя Навуходоносора. В книге Иеремии 46 мы видим пророчество о взятии Египта Вавилонским войском во главе с Навуходоносором. Именно этого правителя Бог использовал, чтобы отомстить народам-врагам Израиля; именно ему Он даровал неограниченную власть над всем тогда существующем миром (Дан.2:37-38).

Почему? В книге Даниила можно проследить одно качество Навуходоносора – жажда истины (Дан.2:9). При этом, он каждый раз признавал и прославлял Бога, когда Он являл над ним Свою руку (Дан.2:47; 3:28-38; 4:34). Как только он начал превозноситься в четвертой главе книги Даниила, был поставлен на место Богом, и признал Того, Кто есть Бог над всем.

Валтасар же, в отличие от Навуходоносора, не покаялся перед Богом и не преклонился, чтобы признать Его верховенство (Дан.5:22-30). Бог видел и знал его надменность – сердце Валтасара уже было взвешено, за что и постигло его наказание сразу же.

Итак, видим, что пока любой правитель открыт для Бога, Он будет его использовать. Если человек доступен для Бога в том, чтобы быть инструментом в Его руках для того, чтобы творить волю Божью, то за это на него придут Божьи благословения. Например, для Навуходоносора владычествовать над всем миром было в определённом смысле благословением и, конечно же, огромной привилегией.

Но как только любой царь начнёт превозноситься, ему будет показано, Кто, на самом деле, здесь Босс. Если сердце какого-либо правителя будет  закрыто и затемнено гордостью пред Богом то, будучи взвешено, получит участь Божьего суда и, конечно же, будет свержено «с кресла», как и Валтасар. Как бы то кому не казалось, но Бог никогда не стоит в стороне. Он – Бог всякой плоти и для Него нет ничего невозможного (Иер.32:27).

Мы знаем, что Господь – не меняется (Ев.13:8). Поэтому точно то же самое Он будет делать и делает по всему миру и сегодня. Мы должны видеть и понимать это.

Итак, давайте теперь обратимся к образу истукана:

31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.

32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,

33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.

35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

(Дан.2:31-35)

 

Эта история во второй главе открывает нам важную истину: она даёт нам видеть ход истории человечества (об истолковании видения читайте в книге Даниила 2:36-45). При этом, он был определён не человеком, а Богом. Каждый раз Он выбирал и поставлял лидеров, которые бы, будучи открыты для Него, творили Его волю. Но как только они уклонялись и начинали превозноситься пред Ним, Он их убирал, поставляя других.

Конечно же, на сцене истории мы видим и «пешки» врага, но Бог в конце концов разбирался и со всеми ими, являя Свой суд и устанавливая Свою справедливость.

Важно также заметить, как именно был определён ход истории: монархия → власть закона → правоотношения и частичное ограничение власти монарха, и система«император – сенатор (наместник)» сменилась на демократию. Все эти виды власти и правителей есть в Царстве Божьем, и истукан показывает нам их иерархию, а история стала как бы образом, или выражением, этого. Позвольте мне объяснить это детальнее.

Итак, первое: монархия. Интересно, что именно Навуходоносор, стал выражением образа золотой головы, которой был Вавилон, и я верю, что это также прообраз неограниченной власти Божьей.

Вот что написано о Навуходоносоре:

 

37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,

38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!

(Дан.2:37,38)

 

18 Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.

19 Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.

 (Дан.5:18-19)

 

Я верю, что написанное здесь дает нам также увидеть образ неограниченной монархии Бога-Творца Всевышнего и Всемогущего.

Далее у истукана груди и руки были из серебра. Это – Персия, в которой мы видим власть закона, который издавал монарх. Как только указ был подписан, он выражал волю монарха и не мог быть нарушен даже самим монархом (Есф.8:8). Это выражает статус Слова Божьего: как только Бог сказал – это закон и равно подписанному указу, который выражает волю Царя, за которой стоит Его неограниченная власть и сила, так что даже Сам Издатель − Бог, Который дал Слово, не нарушит его.

Далее, мы видим железо – это Римская империя, где волю императора на местах творили его слуги – сенаторы, то есть те, кого император поставил. Правили они по закону, изданному императором. В таком случае император уже не вмешивался сам лично в дела той или иной области, а позволял своим подданным решить дела по закону. Он мог вмешаться только при обращении к нему за помощью.

Господь есть Царь царей (Откр.17:14), то есть нас – Его послов (Ин.20:21), чтобы нам править на земле по Его закону. Прежде всего, речь идёт о духовной власти и правлении по Слову Божьему. Бог-Отец послал на землю и поставил нас Своими сенаторами, и дал нам Своё Слово, чтобы мы брали Его Слово и верой приводили всё в соответствие с тем, как написано. А Лично Он будет вмешиваться только тогда, когда мы об этом Ему помолимся.

И последнее, демократия. Мы знаем, что демократии зародилась в Греции. В чём же она заключается в Царстве Божьем? Первое: в том, чтобы каждому добровольно подчинить себя, свою волю, Царю в Царстве Божьем. Второе: в том, что приходит момент, когда Отец даёт нам свободу выбора в решении любой ситуации по Его Слову, по Его закону, в соответствии с Его волей.

Я верю, что пример этого мы видим в действиях Иисуса в Марка 11:12-24, когда Он решил разобраться с бесполезной смоковницей. Я верю, что это было решением Иисуса, так как когда Он объяснял ученикам случившееся, то сказал им делать то же самое, дав указ им сдвинуть гору, а не молится Отцу об этом. Конечно же, Бог-Отец поддержал Иисуса и Своей силой сделал по Его словам, обращенным к той смоковнице, потому что это не выходило за рамки Его воли, так как она состояла в том, чтобы та смоковница приносила плод. Таким образом, это дерево, фактически, оказалось за рамками закона – за рамками воли Царя – и на неё пришёл суд.

Вот все аспекты устройства и функционирования Царства Божьего, которое мы как Его лидеры, как посланники от Имени Царя должны уяснить, чтобы в них действовать.

Но ключевым, я верю, в этом есть именно осознание власти и силы Царя и нерушимости Его воли, что и порождает наше твердое упование на Него и уверенность в Его Слове. А это есть основанием для того, чтобы работало всё остальное: наша вера в Слово; наша вера в сказанное нами, т.е. в то, что Отец сделает это для нас; наше доверие Отцу в том, чтобы пойти и выполнить Его повеление.

И доверие Отцу в том, что Он сделает свою часть – то есть, в том, что Он совершит это для нас – является основным для нашего сотрудничества с Ним в том, чтобы творить Его волю на земле. А ключ к этому основному –  понимание власти (пример – сотник в Мф.8:8-10), прежде всего власти и силы монархии Божьей, так как именно с этим пониманием приходит откровение о том, что Он Бог всякой плоти, потому нет ничего невозможного для Него (Иер.32:27). С такого понимания, с такого познания нашего Бога-Отца, я верю, и начинается откровение сынов Божьих.