Материалы
Глава 5. На пути к вершине
- Подробности
Глава 5. На пути к вершине
В тридцать седьмой главе книги Бытия мы видим начало истории ещё одного лидера – Иосифа.
2 …Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду.
4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
5 И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более.
6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел:
7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.
9 И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.
10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?
11 Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово.
(Быт.37:2-11)
В возрасте 17 лет Господь дал Иосифу виденье для его жизни: ему снились сны. Иосиф знал их значение точно, чётко и конкретно. Это видно из того, что происходило в его жизни потом, ведь и двум царедворцам, и фараону он истолковал их сны (Быт.40:8-22, 41:15-32).
Итак, в возрасте 17 лет он получил виденье для своей жизни, но прошло ещё 13 лет, пока оно осуществилось…
За это время в его жизни произошло много драматических событий. Давайте посмотрим на них.
Мы читали выше о том, что братья Иосифа возненавидели его за сны и хотели его убить:
17 …И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.
18 И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.
19 И сказали друг другу: вот, идет сновидец;
20 пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.
21 И услышал [сие] Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его.
22 И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.
23 Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем,
24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было.
25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.
26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?
27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались
28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.
36 Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.
(Быт.37:17-28, 36)
Так Иосиф попал в рабство и был уведен в совершенно другую страну, которая была далеко от его настоящего дома.
2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.
3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.
4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.
6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.
7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.
8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;
9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?
10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, 11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,
14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,
15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.
16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
17 И пересказала ему те же слова...
20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице.
21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.
22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.
23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с [Иосифом], и во всем, что он делал, Господь давал успех.
(Быт.39:2-17, 20-23)
Давайте пока что остановимся на этих событиях.
Я верю, что именно эти сны Иосифа – виденье, данное ему Богом – сыграло ключевую (решающую, определяющую) роль в его жизни, потому что именно они определили его образ внутри, посеяв семя главенства, владычества, успеха и превосходства в него.
Именно поэтому он вёл себя так, как вёл: будучи с братьями, он не хотел участвовать в их грязных делишках, потому доносил о них плохие слухи отцу (Быт.37:2), а находясь в доме Потифара, попав туда как раб, но не будучи рабом в своих глазах, занял положение управляющего (господина, фактически) (Быт.39:3-6). Даже когда Иосиф оказался в темнице, произошло то же самое: он стал там распорядителем, стал главою (Быт.39:21-23). Куда бы он ни попадал, он брал там владычество и главенство – это было не чем иным, как плодом в действии того семени, которое было посеяно Богом в сердце Иосифа через сны. Но, оказываясь в тех местах, которые не совсем-то соответствовали виденью, Иосиф все равно сохранял веру, а потому знал, что это ещё не всё…
Когда Господь даёт виденье лидерства, человек, принимающий его по-настоящему, получает в свое сердце новый образ лидерства, совершенства, успеха и превосходства от Бога, поэтому, будучи питаем верой в это виденье, не станет пачкаться, хватаясь за воробья, или не станет рассыпаться на мелочи на пути к вершине. Такие люди всегда видят больше, стремятся к большему и в результате получают больше.
Их не устраивает только воробей в руке, и тем более они не пойдут на компромисс, чтобы его удержать. Пример этого мы видим в том, что Иосиф, занимая положение управляющего в доме Египтянина, знал, что это не то самое лучшее, что приготовил для него Господь; а когда жена Потифара хотела склонить его к греху, он, наверняка, зная, чем это может закончиться для его «карьеры» в доме царедворца, убежал, не желая переступать заповеди своего Бога (Быт.39:7-20). Люди с великим виденьем от Бога лучше отпустят малое, чтобы в итоге получить то большее, к чему стремятся.
Интересно заметить, что после того, как Иосиф принял своё виденье, ему пришлось бескомпромиссно стоять в своей вере в то, что его сны осуществятся. Создаётся впечатление, что все лидеры должны были пройти определённый путь к вершине, взбираться на которую плоти нелегко…
Иосиф, получив виденье лидерства, главенства, попадает в рабство, что, казалось бы, было совершенно противоположным его снам... но нет – это стало началом пути.
И я верю, что рука Божья была в этом. Господь видел лукавство братьев и знал их сердце, потому, избрав Иосифа для своей великой цели, подослал тот караван купцов, чтобы вывести его из их окружения, чтобы, в конце концов, исполнить данные сны.
Даже если бы Рувим и возвратил Иосифа к отцу, всё равно бы те братья бы искали убить его. Поэтому Господу нужно было вывести Иосифа из их среды, чтобы поместить туда, где бы семя виденья лидерства, посеянное в его сердце через сны, принесло максимальный плод. Такой подходящей средой оказался Египет – самое мощное государство того времени. При этом, Господь сделал для Иосифа больше – пред ним преклонилась вся земля Египетская – все «перцы» того времени, не только братья.
Вот как это было:
1 После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.
2 И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара,
3 и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.
4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.
5 Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения.
6 И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.
7 И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?
8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.
(Быт.40:1-9)
Царедворцы фараоновы рассказали ему свои сны, и произошло все так, как Иосиф им истолковал:
20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих;
21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону,
22 а главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф.
23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.
(Быт.40:20-23)
По прошествии двух лет сам фараон видел сны, но никто из всех мудрецов Египетских не мог сказать ему их значение (Быт.41:1-8). Тогда виночерпий заговорил:
9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: …
12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;
13 и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен.
14 И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону.
15 Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны.
16 И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.
17 И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки;
18 и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике;
19 но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они;
20 и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных;
21 и вошли [тучные] в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся.
22 [Потом] снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших;
23 но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;
24 и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.
25 И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону.
26 Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один;
27 и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода.
28 Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону.
29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;
30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,
31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.
32 А что сон повторился фараону дважды, [это значит], что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.
33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.
34 Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;
35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;
36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.
37 Сие понравилось фараону и всем слугам его.
38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?
39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;
40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.
42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской.
46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской.
(Быт.41:9, 12-46)
13 лет тому назад, когда братья сговорились против него, увидев их намерение, я думаю, что Иосиф наверняка понял, откуда и для чего на его пути оказался караван. Конечно, покинуть дом отца таким образом было нелегко, но путь к вершине начался.
Я не верю в то, что египетское рабство и темница были Богом приготовленной школой подготовки Иосифа. На земле есть духовный враг – сатана, который и хотел остановить действие благословения, которое было на Иосифе, и проявление того великого виденья, которое Бог ему дал. Но Господь использовал это, чтобы сделать больше.
Потом тоже, когда Иосиф попал в темницу, он не обижался на Бога, зная, что темница – это его выбор в пользу Бога и данного ему видения. Именно это держало в нём радость, даже находясь в темнице (Быт.40:7). При этом, истолкование снов царедворцам фараоновым и его исполнение, я думаю, ещё укрепило веру Иосифа в осуществление его собственных снов, но должно было пройти ещё два года… Почему?
У каждого свой путь к вершине: у Иосифа он составил тринадцать лет, у Даниила – три (Дан.1:5, 18-20). Причина заключается в том, что Бог, давая каждому своему избраннику какой-то конкретный дар (у Иосифа и Даниила – это был дар истолкования снов и мудрости) и используя его, чтобы возвести их на вершину, делает их ответом на происходящее в мире в определённое время. Иосиф с мудростью Божьей был ответом Божьим на время голода, чтобы спасти мир. Именно для того времени Иосиф и пришёл на эту землю.
Поэтому, причина, по которой прошло одиннадцать лет до попадания царедворцев в темницу, то есть время пребывания Иосифа в доме Потифара, в темнице и потом ещё два года после истолкования снов царедворцам, я верю, заключалась именно в том, что время, для которого пришёл Иосиф, ещё не настало.
Лидеры с великим виденьем от Бога всегда понимают истину относительно определенного времени, потому на пути не унывают.
Но когда пришло время предстать пред фараоном – Иосиф был готов. Конечно, и те тринадцать лет Господь использовал, чтобы научить Иосифа многому и дать ему опыт в управлении, но это не было специальной Божьей подготовкой Иосифа. Я думаю так потому, что верю, что с Богом и Его благословением даже первые блины не будут комом, так как благословение Божье – особенное присутствие Его силы в нашей жизни – способно научить нас всему и дать благодать на достижение успеха.
Интересно то, что Иосиф просил виночерпия вспомнить о нём (Быт.40:14-15) – скорее всего, он решил, что Бог будет действовать именно таким образом. Часто и мы можем возлагать надежду на человека, ожидая получить от него ответ на свою затруднительную ситуацию. Но Богу не нужны посредники: Он действует напрямую: фараонуснились сны, фараону понадобилось истолкование, фараону виночерпий оказал услугу, а не Иосифу, рассказав об истолкователе.
Да, Господь использовал этого царедворца, но лишь для того, чтобы тот оказал услугу фараону, а не Иосифу в том, что вытащил его из темницы. Бог всегда работает с обеих сторон, принося благословение и избавление обоим: фараон получил решение своей проблемы через Иосифа, который, в свою очередь, получил осуществление своей мечты, своего виденья. Да, Господь использовал в фараона и немного виночерпия, но это был Бог, это был Его путь, Его решение. А помощники Богу не нужны, в том смысле, что Ему не нужен был виночерпий как тот, кто бы вытащил своими усилиями и связями Иосифа из темницы за то, что он хорошо ему истолковал сон.
Вот как действует Бог. Вот как Он возводит Своих избранных на вершину: Он даёт им дар с соответственным виденьем, и потом использует этот дар, чтобы возвести их на вершину. Мы видим такой Божий образ действия в жизни Иосифа, Давида, Соломона, Есфири, и мы знаем, что Господь не меняется (Мал.3:16).
Ещё важно заметить, что фараон получил ответ прямо тогда, когда ему он понадобился – Иосиф уже был там, готов растолковать сны. Я верю, что в этом мы можем увидеть образы для нас: фараон представляет этот мир, а Иосиф с благословением Божьим – это Церковь, которая есть ответом от Господа на всё происходящее в мире в это время. И причина, по которой мы могли проходить определённые вещи, по которой мы могли готовиться без особых проявлений сразу же данного нам виденья, заключается в том, что наше время должно было прийти. И я верю, что оно пришло…
Пришло время Церкви через Божественное лидерство с мудростью свыше принести Божьи решения, Его избавление этому мир, дав людям надежду на спасение. Я верю, что пришло время Церкви, используя своё духовное лидерство, изменить мир.