Материалы

Глава 2. Высокий дух

Глава 2. Высокий дух

 

Выражение «высокий дух» мы встречаем в книге Даниила 5:12 и 6:3:

 

11 Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь,

12 потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение.

(Дан.5:11-12)

 

Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством.

(Дан.6:3)

 

Высокий дух может иметь отношение к тому, что написано в ст.11 пятой главы: свет, разум, ведение и мудрость, подобная мудрости Богов – а всё это совершенство и превосходство.

Но, вот что, как я верю, самое главное, что имеет отношение к высокому духу – написанное в ст.11: «…в котором дух святого Бога», а это значит помазание. Вот что было источником совершенства и превосходства Даниила, что и возвело его на вершину – поставило лидером.

Интересно заметить, что в пятой и шестой главах книги Даниила мы видим лишь описание происшествий. То есть поступки Даниила, которые описывает царица в пятой главе в стихах одиннадцать и двенадцать, мы можем увидеть в первой, второй и четвертой главах. Превосходство Даниила при Дарии, к сожалению, нам не описаны, хотя я думаю, что они эквивалентны описанным, поэтому не повторяются, ведь Бог знает, что давать нам в Своём Слове.

Итак, возвращаемся к первой и второй главе, чтобы увидеть в действии мудрость, разумение, свет и высокий дух.

    Я также верю, что высокий дух имеет отношение к недосягаемости, в том смысле, что больше никто не мог так, как Даниил, потому что для других это было «выше крыши».

«Высокий дух» – это как бы стандарт самый высокий, которого больше никто не может достичь и с ним сравниться.

Но пришло ли это к Даниилу автоматически?

В первой главе книги Даниила мы видели, что отроки попадают в Вавилонское царство, где их начинают учить Вавилонским законам, принципам, культуре.

 

3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел

4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя.

6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

7 И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

(Дан.1:3-8)

 

Перемена имён (Дан.1:7), фактически, и символизировал новый образ жизни по-халдейски. Они создали свой образ для парней – образ того, какими они хотели видеть Даниила, Ананию, Мисаила и Азарию.

В Дан.1:5 написано, что сам царь отдал приказ об их еде, но что мы читаем в стихе 8? Даниил положил в сердце своём не оскверняться. Почему? Давайте посмотрим.

Прежде всего, в описанном в Дан.1:3-7 нам следует распознать принципы действия этого мира в отношении детей Божьих.

Мы, придя на эту землю, и будучи рождены свыше (Ин.3:3), имеем «свои имена» наречённые нам Богом согласно той миссии, которую Он для нас имеет. Имя каждого из отроков имело конкретное значение – образ, которому был совершенно противоположный образ Вавилонского имени. И мы, когда приняли Иисуса как своего Господа и Спасителя, то стали новым творением (2Кор.5:17), так что в этот момент, преобразившись в духе, мы получили Божественный образ внутрь себя. Но вот что делает мир: он предлагает нам свои имена, свою еду, чтобы мы сообразовались с их образом и получили «плод» той еды в нашей жизни, которой они хотят нас кормить. Конечно же, это не лидерство.

Но что сделал Даниил? Он положил в сердце своём не оскверняться, что значит, что он принял решение, и, таким образом, отвергнув всё, что мир ему предлагал, сделал свой выбор в пользу своего Бога. Я вижу, что это стало ключевым, решающим моментом в том, чтобы Бог мог даровать ему высокий дух и использовать его могущественно. Ведь мы видим, что каждый раз, во второй и четвертой главах, Бог через Даниила заставлял признать самого сильного правителя того времени и всей истории человечества, что Господь есть Бог.

Итак, Даниил принял бескомпромиссное решение, и Бог помог ему в этом. Именно то, что Даниил не пошёл на компромисс, стало ключевым во всей его истории, ведь компромисс не то, что бы ничего ему не дал, но и вскоре погубил бы вовсе, ведь, оказавшись без помощи Бога во второй главе, погиб бы со всеми остальными мудрецами Вавилонскими.

Это единственное, что требует от нас Бог: принять бескомпромиссное решение не оскверняться, то есть быть верным Богу и Его плану для нашей жизни. Это всё, что от нас нужно. Потому что дальше Господь возьмётся за дело.

Уже в Дан.1:9 мы видим, как Бог даровал Даниилу милость, а часто это всё, что нам необходимо. И важно обратить внимание на то, что Господь даровал Даниилу милость не только в глазах начальника евнухов, который присматривал за парнями, но и милость на исполнение принятого Даниилом решения, ведь телесное состояние и физическая форма Даниила и его друзей, которые питались овощами, оказалась лучше, красивее и что главное, полнее всех, кто питался мясом. Это было сверхъестественно! От овощей обычно худеют, а не полнеют.

Когда мы остаёмся верны Богу, Он остаётся верен нам. Он всегда верен, просто мы своей верностью открываем Ему двери в нашу жизнь, чтобы Ему возвести нас на вершину для того, чтобы использовать могущественным образом для исполнения Его плана на земле.

Итак, что ещё стаёт результатом верности Даниила и его друзей? Мы видим это в Дан.1:17,19-20:

 

17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.

18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору.

19 И царь говорил с ними, и из всех [отроков] не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.

20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его.

(Дан.1:17-20)

 

 Опять-таки, это было сверхъестественно, ведь отроки сами по себе не могли оказаться остроумнее бывалых волхвов. Это было не чем иным, как мудростью Божьей в них, ведь естественные способности отроков не могли бы дать такой результат, который описан в стихе 20.

Но этот мир не имеет того, что мы имеем – не имеет доступа к сверхъестественным Божьим вещам, в частности таким, как премудрость. Поэтому, чтобы быть лидерами, которыми Иисус поставил нас быть, мы должны использовать то, что Он дал нам, и являть результат минимум в 10 раз лучше.

Описываемое во второй главе книги Даниила открывает нам тоже нечто важное о лидерстве.

Царь потребовал от гадателей и волхвов не только значение сна, но чтобы она рассказали ему и сам сон (Дан.2:5). Почему? Я думаю, для того, чтобы быть уверенным в истинности того, что они ему скажут, ведь если они на столько умны, что смогут рассказать ему сам сон, истинность чего он сможет рассудить, то тогда сновидец мог бы быть уверенным и в том, что его волхвы смогут рассказать ему и правильное истолкование сна, об истинности чего он уже не сможет рассудить.

Это показывает нам, что люди жаждут правды, жаждут истины. Какой истины? Ответ в Дан.2:11: «Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.» Сказанное здесь говорит о том, что истина, которой жаждал от волхвов царь, находилась за пределами их достижения, и открыть её мог только Бог, обитание которого не с плотью.

Все тайны находятся на уровне сверхъестественного. Именно там и мудрость, и истина, которые необходимы людям в мире.

Даниил, доверяя своему Богу, берётся решить эту задачу (Дан.2:16), для чего потребовалась, кроме веры, еще и храбрость; и вот к чему это привело:

 

46 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения.

47 И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!

48 Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.

49 Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя.

(Дан.2:46-49)

 

Мудрость Божья заставляет всех преклониться и воздать славу нашему Богу. Когда мы приносим ответы – настоящие Божьи работающие ответы – ни у кого не остаётся сомнений, что Иисус – Господь.

Итак, это высокий дух в действии.

Так что же приносит нам совершенство, какие составляющие высокого духа, в котором наше превосходство и, соответственно, лидерство?

Первое, самое первое, или лучшее сказать основоположное, то есть, то с чего начинается и наше лидерство – это наше бескомпромиссное решение в пользу Бога и Его плана для нашей жизни. Я верю, что после этого Божья благодать и помазание приходят в нашу жизнь и возводят нас на вершину.

Возвращаясь к примеру мудрости Даниила, которая была, по словам царицы в Дан.5:11, подобна мудрости богов, можем сделать вывод о том, что мы не можем обеспечить лидерство, которое уготовил для нас и требует от нас Бог и которое необходимо миру, без мудрости Божьей, потому что она всегда свет (а он имеет прямое отношение к лидерству), в ней разумение и виденье.

При этом важно заметить, что Даниил никогда не скривил душой ни перед одним царём – он знал, от Кого зависит его жизнь, в Чьих руках этот царь, он знал, Кому служит и Кого ему слушаться – он знал, Кто за ним стоит и Кого он представляет. Это тоже верность Богу и бескомпромиссность.

Итак, можем выделить три главных аспекта, которые приводят нас к совершенству и, соответственно, к лидерству, которое будет изменять мир:

1) верность Богу и Его Слову;

2) бескомпромиссность;

3) мудрость Божья.

Упустив хотя бы одну составляющую, успеха и превосходства не видать, а потому и ни о каком лидерстве не будет идти речь, тем более о лидерстве, изменяющем мир.

Итак, вот что нам нужно и к чему мы должны возвратиться, и по каким принципам действовать, ведь только Божьи принципы и стандарты смогут изменить и спасти мир через Божьих лидеров, подобно Даниилу.

Без мудрости Божьей, бескомпромиссности и без верности Богу никакое дело не может быть сделано нами совершенно, как должно, по Его воле, ни одна проблема не может быть решена успешно.

Вот в чём наше лидерство должно заключаться (ведь по-другому никак): в высоком духе превосходства и совершенства Божьего, который выражается через верность Богу, бескомпромиссность и устанавливается, совершается, через мудрость свыше.

Только мудрость Божья, Божья милость и благодать через Его верность нам, и нашу верность Ему сможет возвести нас на вершину и удержать на ней (Дан.2, 5, 6:2-3).