Или Радость и как плод действия Божьего 

В книге Исаии 9:1-7 читаем:

¹ Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. ² Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. ³ Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. ⁴ Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. ⁵ Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. ⁶ Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. ⁷ Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Здесь описывается рождение Мессии, но как бы уже совершившееся, хотя в конце этого отрывка сказано, что ревность Господа Саваофа соделает это. Как-то мы уже рассматривали идею Божьей ревности, и тогда уяснили, что часто под ревностью также подразумевается Божья горячая и пылкая преданность Своему Завету (см.: "О значении ревности Господа"). Потому есть то, что Господь совершает просто по причине Его горячей и пылкой преданности Своему Завету, и описанное здесь есть как раз тем случаем, так что рассмотрим подробнее то, о чем здесь говорится.

Начинается глава тем, что прежнее время умалило землю Завулонову и Неффалимову. Как говорят толкователи, речь идет, вероятно, о завоевании этих земель, когда они стали ассирийской языческой провинцией и через переселение были заселены язычниками. Однако тот факт, что оттуда произойдет Мессия, оттуда начнет Свое служение, безусловно, есть возвышением той земли. Потому, как видим, вновь эта идея того, что Господь возвысит униженное, восстановит в чести и почести умаленное даже к большему величию, чем прежде. И с этой идеи начинается пророчество о рождении Мессии, что наталкивает на мысль о том, что первое, что должен был принести (и принес, и приносит и сейчас) Мессия -- это восстановление, это возвышение умаленного и уничиженного.

При этом толкователи обращают внимание на то, что пророчество это звучит в прошедшем времени в оригинале, как уже совершившееся, так что и все описанное стало возможным и произошло (но в тот момент должно было еще произойти в будущем) только по причине рождения Мессии. В частности, толкование Далласской семинарии говорит: “Судя по переводам Библии на другие языки, в стихе 2 могло быть употреблено прошедшее время: "народ… увидел: свет воссиял". В русском тексте передано в будущем времени. Но здесь это в сущности не имеет значения, так как то, чему совершиться предстояло, Исаия видел как бы уже совершившимся. "Утрата чувства времени", временной перспективы, вообще, как уже говорилось, характерна была для пророков, и это, в частности, выражалось в том, что лишь "проступающее на историческом горизонте" многие из них видели как "грядущее скоро".” 

А в этом случае, судя из утверждения в начале цитаты, и вовсе пророчество звучит в прошедшем времени, как бы описывая уже совершившийся факт. И это показывает, что с духовной точки зрения, то, что в естественном еще должно произойти, на самом деле есть уже совершившимся, уже выполненным Богом. И пророчества часто передают именно эту идею уже совершившегося, и это также в соответствии с восприятием веры, которая называет несуществующее как существующее.

Итак, пророк провозглашает рождение Мессии, с которым придет восстановление, просвещение тьмы, что есть также образом возвращения надежды в безнадежном положении, радость и мир. И вот примечательно, что Писание говорит о радости и веселье, но не о каком-нибудь, но сравнивается именно с радостью при разделе добычи -- при победе, при новом приобретении, при распространении пределов и умножении имущества. Толкование, со своей стороны, обращает внимание на то, что “мотив радости возникает в книге Исаии многократно. Но для него она – даруемый людям плод сверхъестественной Божией работы. Такой же сверхъестественной, какой была победа над мадианитянами, дарованная Гедеону”. 

Даруемая радость, как и мир, о котором говорится далее в образах сожжения военной одежды, есть плодом Божьей работы. А это наталкивает на мысль, что истинную радость и мир приносит и может принести в жизнь только Божьи дела, только совершаемое Богом в жизни человека. И это действие Божье может иметь место прямо посреди тьмы вокруг, как описывается здесь, что во мраке воссиял свет великий -- среди мрака явилось Божье искупительное и избавительное действие, которое возвратило надежду, которое направлено на восстановление и на то, чтобы принести радость и мир. И потому каждый раз, когда Господь возвещает о том, что Он дарует радость, нам нужно иметь в виду и не забывать, что речь идет о Его действии, плодом которой и станет радость, триумф и ликование. Аллилуия! 

И затем пророчество дает описание Младенца. И вот примечательно то, что, как говорит толкование, запятая между “Чудный” и “Советник” в Синодальном переводе поставлена ошибочно, и это слово “Чудный” употреблено “в значении "исключительно мудрый",” по словам толкования. Исключительно мудрый Советник. И во свете Нового Завета мы уже можем говорить о том, что мы имеем исключительно мудрого Советника внутри. И это связано с помазанием, ведь Младенец -- это Мессия, Помазанный, потому исходя из этого можем увидеть, что помазание имеет отношение и к исключительной мудрости, к исключительно мудрым советам, которые мы можем черпать изнутри -- из водительства Божьего, из мудрости Божьей, заложенной, в том числе, и в Его слове.

Итак, Сын дан нам, Младенец родился нам, и владычество на раменах (плечах) Его -- у Него высшая и окончательная власть, власть в последней инстанции, потому Он будет править народами и миром. И везде, где будет установлено правление Божье -- сразу в сердце и жизни человека, но впоследствии и на всей земле по Втором пришествии -- будет также и радость и мир, которые будут плодами действия Божьего. И вместе с этим действием Божьем приходит также восстановление уничиженного и умаленного к великому возвышению, которое больше прежнего. И это действие Божье происходит прямо посреди сгустившейся тьмы, прорывая её великим светом. Потому чем больше тьма будет сгущаться в последнее время, тем больше будет контраст со светом действия Божьего, которое приносит возвышение, восстановление, радость и мир. Так что в этот Рождественский период нам нужно не печалиться о делах врага, но радоваться о действии Божьем, потому что у Бога всегда есть ответ, который подобен тому, как во мраке воссиял свет великий...

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в этом Дух Святой! Аминь!