В этот период мы все вспоминаем о пасхальных и предпасхальных событиях. В Ев. от Луки 22 описываются происшествия в Гефсиманском саду, когда арестовали Иисуса. Но перед этим Иисус молился и просил о том же учеников. И вот об учениках в стихах 45-46 мы читаем: "⁴⁵ Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали, ⁴⁶ и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". 

Стоит обратить внимание на сказанное о том, что ученики были спящими именно от печали. Все знают о том, что ученики в Гефсимании спали, и все привыкли воспринимать это так, что они спали от усталости, ведь была ночь. Но вот Лука конкретизирует, почему же они спали... Хотя другой перевод говорит, что ученики спали, будучи истощены, измучены грустью, печалью (САВ).

И почему они были печальны? Обычно ученики воспринимаются как особо не понимающие события, вплоть до самого ареста и распятия Иисуса, ведь так они в большинстве и описываются в Евангелиях. Но тут они спали от печали... Понимали ли они печальность момента? Сложно утверждать однозначно. С одной стороны, Иисус сказал им, что должно совершиться над Ним и что это вот-вот должно произойти, а с другой стороны, ученики, как уже было сказано, не предстают на страницах Евангелия как осознающие происходящее.

Вместе с этим, трудно отрицать, что происходящие события и обстановка в духовном отразилась на самой атмосфере, которая была пропитана этим неким давлением, предчувствием, тяжестью момента. Ведь Иисус сказал, когда Его взяли под покровом ночи, что тогда настал час тьмы. И в том, что события происходили ночью, был этот свой символизм, в то время как воскресение, напротив, произошло на рассвете, когда свет побеждает и вытесняет тьму. Интересно, что во времени даже соблюден символизм, что этим важным событиям даже отвечали времена суток. 

Возвращаясь к ученикам и их состоянию, следует заметить следующее. Во-первых, тот факт, что они уснули от печали, как написано, показывает, что печаль истощает, лишает сил и вселяет эту некую пассивность. Ведь когда человек веселый, то он и бодрый и энергичный, но когда грустит, тогда и настроение соответственное, пассивное. Во-вторых, стоит обратить внимание на то, что эта печаль окутала их именно в момент духовного сражения и сражения самого тяжелого за всю историю человечества, наверное. Так что это их состояние, выразившееся в печали, могло быть и скорее и было просто следствием духовного давления, которое они тоже могли ощущать, как и Иисус, хотя, конечно же, не в такой степени. И в третьих, они поддались этой печали и её пассивности, позволив себе уснуть, в то время как им нужно было молиться. Иисус ощущал давление и молился. Полагаю, Он знал и их духовное состояние, и потому и им говорил молиться. Как видим, пассивность печали окутала их именно тогда, когда им наоборот нужно было проявлять активность, и активность духовную, прежде всего -- активность в молитве. 

Иисус сказал им молиться, чтобы не впасть в искушение, а другие переводы (НЖПБ и Месседж) говорят, чтобы не поддаться искушению. Но вот вполне вероятно, что нашедшая, или насунувшаяся, на них печаль и грусть была также уловкой врага, чтобы и увести их от молитвы, чтобы ученики не молились, а поддались этой пассивности, но чтобы эта печаль истощила их силы и повергла в сон. И нужно правильно понимать сказанное Иисусом о том, что нужно бодрствовать и молиться, ведь Он не имел в виду, что вовсе спать не нужно. Нет, Писание говорит, что возлюбленному своему Господь дарует сон (Пс.126:2), а один проповедник как-то сказал, что поспать может быть духовно. Однако в тот момент того духовного сражения им нужно было молиться, и то состояние учеников могло быть просто уловкой врага, которой они поддались, а потому уснули вместо того, чтобы молиться вместе с Иисусом.

Это показывает нам, что подобные настроения грусти могут быть индикатором духовного сражения. Писание наставляет всегда радоваться (Фил.4:4), но вот если вдруг ни с того ни с сего или не понятно от чего находит какая-то грусть, то 99% из 100%, что это не от Бога, но призвано произвести, вызвать, некую пассивность, чтобы увести от необходимой духовной активности. Потому нам нужно научиться распознавать такие моменты и такие настроения и потому реагировать соответственно -- не поддаваться им, не поддаваться тем настроениям грусти и пассивности, не позволять этому красть нашу энергию и энергичность, но наоборот воспринимать это как индикатор того, что нужно начать проявлять духовную активность и молиться. И если даже не понятно, за что молиться, то начинать просто молиться о том, что приходит на сердце или просто даже на языках. 

И как видим, это важно, чтобы не поддаться искушению. Да, с одной стороны, ученики не молились, а потому поддались ему (как Петр отрекся), однако само и это состояние печальной пассивности лишает человека способности противостоять. Потому это может быть уловкой врага навязать человеку такое состояние какими-то мыслями, беспокойством, заботой, страхами и пр., чтобы сделать его таким пассивным и в отношении противостояния, тем самым как бы заставив поддаться искушению.

Вот почему Писание в противовес этому говорит всегда радоваться, ведь состояние радости -- это состояние энергичности, так что человек может противостоять и имеет способность отражать искушения, не поддаваться им. Но, как видим, настроение во многом зависит и от духовного состояния, потому нужно поддерживать соответственное духовное состояние бодрствования, чтобы не поддаться искушению. В этом и помогает молитва, а также хвала и поклонение, и пребывание в слове. Потому при первых признаках непонятной грусти и пасивности, нужно начинать молиться, а не поддаваться этим настроением, ведь это не просто настроение и дело не в настроении, а в духовных вещах, в духовной обстановке, в происходящем в духе.

Итак, настроения грусти без понятной и видимой причины (хотя, может, даже и с причиной) есть не от Бога, ведь истощают энергию человека, крадут его энергичность, приводя в состояние пассивности, в котором человек теряет свою способность противостоять искушению. И такое состояние часто сопровождается и есть следствием духовного сражения, противления, которое пытается остановить продвижение детей Божьих к достижению Божьих целей в исполнении Божьего плана. Потому мы, зная это, должны распознавать такие настроения и не поддаваться им, но отвечать на них молитвой, но сразу воспринимать это как призыв к действию в духовном, чтобы противостать и отразить всякое негативное духовное влияние и его попытки повлиять, пытаясь навязать определенное состояние грусти, страха, беспокойства, заботы и т.д. И примечательно, что грусть и печальные настроения сопровождают именно эти состояния страха, заботы и беспокойства, ведь еще не было ни одного, кто был бы переполненный радости одновременно будучи озадачен заботой или находясь в страхе или панике... (по крайней мере, я таких еще не видела).

Но вера, напротив, приносит радость. Как видим, даже настроение отражает духовное состояние, потому нам его не нужно воспринимать как просто настроение и непонятную психологическую штуку, но относиься к нему как к индикатору духовного состояния. И если этот индикатор начинает показывать не то, что должен -- если настроение радости, бодрости, энергичности начинает сменяться грустью и пассивностью, -- тогда нужно предпринимать меры, и меры духовные, прежде всего, начиная молиться, как поведет Дух Святой. Это поможет нам бодрствовать духовно, занимать правильную позицию духовной власти верующего, не допускать негативного духовного влияния, отражая попытки оказать такое влияние, и не поддаваться никакому искушению, пусть даже и сомнением. И тогда мы всегда будем в хорошей духовной форме, недоступны для врага, а потому сможем и беспрепятственно продвигаться в Божьем плане и исполнении его для нас и через нас. И да поможет нам в этом Дух Святой!

Аллилуия! Слава Богу!

И да будет Божий план исполнен!

И он будет исполнен. Аминь.