В предыдущей публикации мы рассматривали написанное в книге Исаии 43:2, в котором сказано: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя". С этим местом Писания связано написанное в книге Псалмов 65:12, где говорится: "Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу" (с Пс.65:12 идет ссылка на Ис.43:2). Потому в этой статье мы попробуем рассмотреть эти места Писания в связи.

В предыдущей публикации довольно детально рассмотрено сказанное в Исаии 43:2, а именно образы этого стиха. Вода, реки, огонь -- это земные стихии, которые представляют трудности и проблемы, с которыми человек может встречаться на протяжении своей жизни. При этом о реке трудностей и об огне притеснения говорится прямо в НЖПБ. Но Господь говорит, что ничто из этого не причинит нам вреда, не нанесет поражения, не заставит идти на дно, не раздавит. Потому что Господь помогает нам, и Его сила защищает нас. Потому нам не следует бояться никаких трудностей, ведь Господь -- с нами: Он поддержит, укрепит, избавит и поможет, и выведет на свободу. Это вкратце то, что говорит нам это место Писания и что уже было рассмотрено нами ранее, а теперь мы возвращаемся к этому как напоминание.

Однако теперь перейдем к написанному в Пс. 65:12. Здесь точно так же говорится об огне и о воде. И интересно, что здесь уже констатируется факт того, что народ Божий прошел все это: и огонь, и воду -- и был выведен Богом на свободу. Да, здесь говорится, что Господь провел их, однако я понимаю это не как то, что это было все подстроено Богом (или послано народу специально) как испытание, но как то, что Бог помог им пройти и из чего их вывел, от чего избавил.

Да, в стихе 10 Псалма 65 говорится также о переплавливании, так что эти трудности поспособствовали духовному очищению, закаливанию веры, развитию зрелости и укреплению внутренней силы. Не зря же говорится, что нас делает сильнее то, что нас не уничтожает. Так что, конечно, когда мы с Богом успешно проходим и побеждаем все трудности, то это делает нас сильнее; однако я не верю в то, что Господь специально посылает зло людям, чтобы научить их чему-то. И это совершенно разный подход. Вместе с этим, Господь и может повести нас таким путем, который может казаться весьма узким, а потому потребует доверия Богу, что может поставить в некое затруднительное положение нашу плоть. Однако Господь все равно выведет нас из любого стеснения на пространное место, подняв нас на новый уровень в доверии Ему и во взаимоотношениях с Ним.

В контексте этого стоит рассмотреть сказанное в Пс.65:12 с точки зрения вхождения в землю обетованную. В комментарии Женевской Библии говорится, что "в этом стихе речь может идти как о каком-то недавнем благодеянии Господа, так и о совершенном по Его воле завоевании земли обетованной". Последнее и есть тем, что нас интересует более всего. Ведь если мы посмотрим, как они шли, то нельзя сказать, что это был легкий путь, как прогулка. Они вышли из Египта, и, в принципе, могли пойти любой дорогой через пустыню. Но тут возникла одна проблемка -- фараон появился на горизонте. С фараоном на хвосте они не могли идти любой дорогой, потому что на всех этих дорогах он бы их настиг.

Им нужно было идти только тем путем, которым повел их Бог. А Он повел их к морю!  (Так что по сути, это была не дорога...) Это могло выглядеть как то, что они идут в тупик, что они сами загоняют себя в тупик, тем самым становясь для фараона легкой добычей. Не странно, что все общество подняло вопль (Исх.14). В том числе и Моисей -- великий пророк Божий. Потому что выглядело все безнадежно: впереди море и тупик, а сзади поджимает фараонская армия. Доводилось ли кому-то бывать в таких обстоятельствах? Если наши обстоятельства не столь стесненные, то нужно славить Бога, а не ныть, ведь тогда у нас еще все хорошо...

Но что в той ситуации сделал Бог? Он накрыл фараона водами моря. Дети Израиля прошли по дну -- их воды не то, что не потопили, но они перед ними расступились! Господь повел их именно таким путем, потому что только так можно было разобраться с преследовавшим их фараоном и его армией. Но они-то этого сначала не поняли, пока не увидели. Даже до Моисея сначала не дошло, так что тот возопил к Богу, на что Ему Господь сказал простереть жезл. И когда Моисей это сделал -- пришло Божье решение. Вместе с этим, сложно сказать, поняли ли они его сразу же, пока только шли по суше? Поняли ли они, что Бог планирует этими водами накрыть фараона? Вряд ли. 

Осознавая человеческую ограниченность, кажется, что они все поняли, только когда уже увидели Божий план исполнившимся. Они осознали полноту и совершенство Божьего решения, только когда увидели, что колесницы и всадники ушли на дно... И хотя мы чувствуем себя такими умными, когда читаем все эти истории, уже зная, чем это закончится, так что часто и смеемся с Израильтян, но оказавшись на их месте вряд ли бы повели себя лучше или оказались более смышлеными. Потому и мы часто можем не осознавать полноты и совершенства Божьего решения, пока не пройдем этот путь исполнения Божьего плана в осуществлении Его решения для нашей определенной ситуации до конца. А это значит, что нам придется доверять Богу на всем пути -- до самого конца проявления и осуществления. Аллилуия!

Так что воды моря не потопили детей Божьих, однако они потопили тех, кто пытался удержать их от исполнения Божьего плана для них и через них; они потопили вражеское противление; они потопили все противящееся и удерживающее. Вместе с этим, в данной истории я вижу не только духовный образ. Это может также говорить о том, что когда идем мы с Богом, то перед нами в определенных ситуациях может расступаться то, что других может просто захлестывать и накрывать с головой. И такой вывод можно сделать на основании того, что говорит Ис.43:2, ведь сказано, что воды не потопят. Потому Господь либо поведет нас за руку по их поверхности, как повел Петра к лодке во время Его хождения по воде, либо заставит воды расступиться перед нами, чтобы мы прошли по суше... Конечно, все это образно, однако иллюстрирует то, что Господь поможет нам, и сила Божья своим сверхъестественным действием проведет нас через любые трудности, избавив, поддержав и даже благословив в последствии.

И если смотреть на этот образ вхождения в землю, если смотреть на этот образ пути к свободе, то почему-то он лежит через реки и моря, через огонь и воду. Это не прогулка на курорте. Почему-то жизнь устроена так, что на пути к свободе нужно пройти огонь и воду. На пути в землю обетованную нужно пройти воду рек и морей, а также огонь и пламенные сражения. Так что Библия -- это не утопическая книга, обещающая все время только солнечную погоду и жизнь, как по маслу. Она говорит о реалиях. И реалии на земле такие. Возможно (и даже скорее всего), это так из-за грехопадения, которое и принесло трудности в жизнь человека (сорняки, необходимость добывать еду в поте лица...). Однако пришел Христос и искупил нас от проклятия (Гал.3:13), потому мы имеем благословение Божье, которое защитит нас и избавит. 

Благословение -- это не "страховка", которая гарантирует, что трудностей вовсе не будет возникать никаких (ведь даже и суть страховки не в том, что страховой случай не наступит). Благословение обратит все во благо для нас, однако оно не исключает того, что нам придется сражаться на пути в нашу землю обетованную, на пути к свободе и к месту избытка. Да, Господь говорит нам и то, что не приключится нам зло, так что определенным вещам Господь точно не позволит даже приблизится к нам (Пс.90:10). Однако все же мы не должны жить в утопическом восприятии мира с ожиданием, что всегда будет только хорошая погода. Нет, и в мире погода только ухудшается. Однако в то время, как они не знают, что делать, когда их воды накрывают потопом с головой, мы имеем ковчег благословения Божьего, который укрывает нас и делает нас неуязвимыми, непроницаемыми.

При этом написанное о том, что Господь вывел на свободу, в других переводах читается как "привел к месту великого избытка". Комментарий ЖБ тоже говорит, что "другое возможное прочтение этой фразы: "в место изобильное". " Так что получается, что путь в место изобильное тоже довольно узкий и лежит через огонь и воду, однако Господь поможет нам преодолеть все. Ведь Иисус уже победил, так что нам нужно будет пройти все это в реальности победы, дарованной нам Христом. А реальность победы Христа в нашей жизни -- это не то, когда воды и море не встречаются, но когда воды расступаются перед нами.

Так что в этом контексте вхождение в землю тоже есть хорошей иллюстрацией: перед ними расступились воды Чермного моря, а затем и Иордана. Если это не реальность победы, тогда я не знаю, что это! Ведь если бы им нужно было самим сражаться, то это значило бы, что они сами -- кто вплавь, кто сооружая себе плоты -- должны были бы пытаться преодолеть воды, и тогда победу бы над этими водами одержали те, кто выжил... Но нет, все было совсем иначе! Так что реальность победы Христа -- это когда все уже предано в наши руки, так что все воды расступаются, а стены -- падают, так что мы идем и получаем (забираем) то, что наше (что уже было отвоевано для нас Христом). Аллилуия!

И когда мы на пути с Богом, то воды не могут не расступиться, и стены не могут не упасть! Потому что Господь идет перед нами и Сам сражается за нас! Потому что Он обещал сделать этот путь для нас безопасным, так что и воды не потопят, и пламя не опалит... Слава Господу! Ведь мы уже победители во Христе, а наше сражение веры только об установлении этой победы, о проявлении её для нас на земле в наших обстоятельствах, в нашей ситуации. Так что мы можем не бояться, ведь Господь поможет нам и избавит, и приведет к месту, где избыток. И в процессе мы, конечно же, станем лучше и ближе к Богу во взаимоотношениях с Ним, ведь обретем опыт сотрудничества с Ним.

Итак, путь с свободе и избытку лежит через огонь и воду (так что и переход на каждый новый уровень, скорее всего, сопровождается неким кризисом), однако Господь обещал нам, что ни воды нас не потопят, ни пламя не опалит. А это значит, что Господь сделает так, что все воды перед нами будут расступаться, а огонь -- только освещать нам путь вперед. Господь сделает так, что не просто двери и замки будут открываться для нас, но и стены будут падать, открывая нам свободный путь вперед и давая свободный доступ к тому, чтобы нам взять и забрать все наше, что приготовил для нас Бог.

Нам же нужно продолжать свой путь с Богом, держась веры и обетования, ведь верен Обещавший. И на этом пути нам нужно не позволять ничему нас обескураживать или повергать в уныние, ведь это все вражеские уловки, которые предназначены истощать нашу силу. Так что нам нужно встать и стоять твердо в своей позиции веры и власти во Христе, будучи готовыми исполнить любой приказ нашего Господа, нашего Главнокомандующего, предприняв и сделав все, к чему Он только поведет нас через Духа Своего Святого. И Он выведет нас на пространное место, Он приведет в свободу от стеснения и введет в богатое место избытка в Его благословении и благодати.

Аллиллуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь и аминь.