В 4-й книге Царств 7:1-4 читаем:

1 И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии.

2 И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь.

3 Четыре человека прокаженных находились при входе в ворота и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти?

4 Если решиться нам пойти в город, то в городе голод, и мы там умрем; если же сидеть здесь, то также умрем. Пойдем лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрем.

Это еще одна классическая история о действии Божьем (как и рассмотренная в предыдущей статье история из 3Цар.17:8-14). Почему-то Господь ведет нас ко всем этим классическим историям -- возможно, укрепляет нашу веру. Так вот, нам хорошо известно, что говорится в формулировке Синодального перевода, однако мне понравилась формулировка Месседж, потому что она, как мне кажется, более правильно и более отчетливо передает отдельные моменты. Потому рассмотрим эти стихи в переводе Месседж:

1 Елисей сказал: «Слушайте! Слово Божье! Голод закончился. В это время завтра еды будет много -- горсть муки за шекель; две горсти зерна за шекель. Рынок у городских ворот будет гудеть». 

2 Слуга, на поддержку которого царь опирался, сказал пророку: «Ты хочешь, чтобы мы этому поверили? В небе откроются люки и вывалится еда? «Ты увидишь это своими глазами, - сказал пророк, - но ты и кусочка из этого даже не попробуешь!» 

3-4 Случилось так, что прямо за городскими воротами сидели четверо прокаженных. Они сказали друг другу: «Что мы делаем, сидя здесь, у порога смерти? Если мы войдем в город, пораженный голодом, мы умрем; если мы останемся здесь, мы умрем. Так что давайте испытаем свои шансы в лагере Сириян и бросимся на их милость. Если они примут нас, мы будем жить, если они убьют нас, мы умрем. Нам нечего терять».

Что произошло дальше, мы знаем. Чтобы не переводить всего, перескажу. Месседж говорит, что когда эти четверо, как видим, здравомыслящих, пришли в лагерь, то для них было сюрпризом то, что они увидели -- ни одного человека в лагере! Вот какие Бог умеет делать сюрпризы... И потом, когда они объявили это городу, народ ринулся к стану и разграбил стан Сирийский, так что, как говорит Месседж, цены на все упали за одну ночь, и Божье слово исполнилось в точности до буквы! Аллилуия! Вот что может сделать Бог! Теперь остановимся на отдельных аспектах этой истории, рассматривая особенности формулировки перевода Месседж.

Во-первых, не все слова пророка переданы в будущем времени. Прежде всего, сказано, что он сразу провозгласил: "Голод закончился!" И уже потом возвестил конкретно о том, что будет завтра. И я верю, что именно так пророк и сказал: он сразу назвал несуществующее как существующее, провозгласив, что голод уже закончился. Он назвал это сделанным. В контексте откровения о духовной власти можно сказать, что он отдал приказ в духовном, в соответствии с которым все должно было выровняться и в естественном. Ведь в Ветхом Завете пророки были наделены такой властью от Бога пребывающим на них помазанием. И ему нужно было сказать именно так -- именно назвать это сделанным. Так же нужно говорить и нам. Да, есть то, что можно возвещать в будущем времени, как пророк уже дал конкретную информацию о том, что будет в городе завтра. Но в отношении духовной власти в Имени Иисуса в Новом Завете нам нужно отдавать приказы именно в такой же формулировке, как и пророки Ветхого Завета, называя несуществующее как существующее, ведь не зря на этом акцентировал Павел в Рим.4, когда писал об Аврааме.

Возвращаясь к рассматриваемой истории, стоит заметить, что ситуация выглядела такой безнадежной и невозможной, что царский слуга не поверил слову пророка. Того, что сказал пророк, в ограниченном человеческом виденье никак не могло произойти. Даже если бы люки с неба открылись, и то этот слуга сомневался, что так радикально могло бы измениться их экономическое положение. Потому его реакция была логичной и естественной. Но ошибка в том, что это была реакция неверия. И во свете этого опять видим человеческую примитивность. Этому сановнику казалось, что если и еда с неба посыплется, то это так быстро не изменит существенно их положение, хотя и в открытые небес он точно так же не верил. Но вот с точки зрения Божьего решения все оказалось проще: стоило Ему только спугнуть Сириян и заставить их убежать (а потом послать четырех прокаженных, чтобы те узнали) -- и этого было достаточно, чтобы изменить экономику Самарии так быстро и так радикально.

В лагере Сириян было достаточно продовольствия, чтобы изменить экономику города так быстро и так радикально. И Господь, конечно же, это знал. Потому Ему нужно было лишь спугнуть войско, чтобы эти все запасы достались Израилю. Ведь когда войско выступает, оно берет с собой много запасов, а если там было войско большое, то соответственно, и запасов было много -- достаточно для всего города, и даже с избытком, ведь если все подешевело, значит, упал спрос; а он упал потому, что все набрали себе столько, что уже никому не было особо ничего нужно. Разве что понабирали каждый кто что мог, а потому на рынке уже выменивали на то, что кому было нужнее... По этой причине рынок мог и гудеть. В любом случае этот гул на рынке значил, что город и его экономика ожили.

И интересно также заметить, что это продовольствие в стане Сирийском было все то время, пока Самария терпела такую нужду. Почему же раньше этого не произошло? Сложно сказать, не знаю... Однако и к пророку они послали только тогда, а раньше к Богу они не обращались... А потому и слово пророка пришло только тогда. Но как только он отдал этот приказ, как только провозгласил, что голод закончился, так это и произошло -- всего за одну ночь, как говорит Месседж.

И теперь следующий аспект. Эти четверо прокаженных. Это были люди на дне общества, но как их использовал Бог! Потому не обязательно быть на вершине, чтобы что-то поменять -- Бог может использовать и самое ничтожное, чтобы произвести просто революционные перемены, как это было в данном случае революционной (т.е. не постепенной и не последовательной, а быстрой и радикальной) перемены экономики Самарии. Это также показывает, что Бог может использовать, как сильных мира сего (как, например, кесаря, когда тот издал указ, заставляющий Марию и Иосифа вернуться в Вифлеем), так и самых ничтожных, ничего не значащих в мире и в обществе (как эти прокаженные, жившие за городом). И для Него обе эти группы равны -- как говорит Писание в Ис.40 и 41, перед Богом все народы, как ничто, и поднимает их Он, как пылинку. Потому и использовать Господь может кого угодно -- кого нужно или кто только доступен...

Теперь посмотрим на ход мыслей этих четырех людей. Они проанализировали положение, и поняли, что вариантов у них не много... Им все равно не было чего терять, так что они решили испытать свои шансы. Можно было бы сказать, что они рискнули, хотя это будет не совсем правильно, ведь исход этого "риска" был таков же, как если бы они остались сидеть на месте. В общем, это был не риск, и они увидели шанс сохранить жизнь, улучшить свое положение. И в их виденье этот шанс был 50/50 -- оставят в живых, будут жить, а если их убьют, то это все равно, что если бы они остались сидеть у ворот... И они решили пойти. При этом такое побуждение пришло к ним в форме просто хорошей идеи. Их осенило вдруг, что какой толк из того, если они будут и дальше сидеть у ворот или если пойдут в город. Они увидели возможность, и решили испытать её. И когда они это сделали, то получили сюрприз -- они увидели то, чего не ожидали совсем, а именно пустой лагерь Сириян со всеми припасами и военной добычей.

Исходя из этого, можем увидеть, что иногда водительство Божье и побуждение к определенному действию по Божьему плану может приходить, как просто хорошая идея, как этим четырем, которые увидели, что им все равно нечего терять. И тогда нам нужно просто испытать свои шансы, как говорится. Но это так только выглядит в естественном, ведь Бог знает, что Он ведет нас не испытать шансы, а к уже приготовленному Им для нас сюрпризу, так что это не просто шанс или возможность с вероятностью 50/50 получится или нет, но с вероятностью на все 100, что получится, ведь Бог уже сделал все, чтобы получилось. Иначе говоря, не получиться у этих 4-х не могло, ведь стан уже был пуст. Так что иногда нам нужно просто идти, хотя в естественном это может выглядеть "получится/не получится, но все равно нечего терять", но на самом деле это приведет нас в уже приготовленное Богом для нас благословение. И вот Божье водительство к этому благословению может быть вот таким -- просто хорошей идеей, просто пониманием того, что нечего терять, так что почему бы и не попробовать... Хотя все же замечу, что это было в Ветхом Завете, в Новом Завете мы уже можем и должны даже лучше слышать голос Духа Святого, Который пребывает в нас.

Итак, у Господа есть путь того, как позаботиться о Своих детях, и этот путь гораздо проще, чем может казаться, так что и окна, или люки, небесные Ему не придется открывать, а достаточно будет просто заставить кого-то бежать (или отпустить, не удерживать наше, на котором кто-то мог сидеть)... Так что нам нужно полагаться на Господа и быть ведомым Его Святым Духом, предпринимая те шаги веры, к которым Он нас поведет. И когда мы идем с Господом, нам нечего терять, ведь Он уже сделал все, чтобы у нас все получилось; Он уже прогнал всех врагов и разобрался с противлением, так что у нас все получится. И на этом пути с Богом мы будем получать вот такие сюрпризы -- неожиданное действие Божье, которое приносит неожиданное благословение за пределами возможного с точки зрения естественного положения дел в видимых обстоятельствах. Так что путь с Богом стоит того, чтобы им идти! И это будет замечательное и увлекательное путешествие, в котором все у нас получится, потому что мы с Богом, для Которого нет ничего невозможного! И вот такой Великий и Всемогущий Бог пообещал даже исполнить наши желания... (Пс.36:4) Разве это не чудесно?

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

И да будет нам по слову Божьему!

И будет -- будет в точности до буквы.

Аллилуия! Аминь и аминь!