Во второй книге Паралипоменон 27 читаем об одном из преуспевающих царей Иудейских:

1 Двадцати пяти лет [был] Иоафам, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иеруша, дочь Садока.

2 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень, и народ продолжал еще грешить.

3 Он построил верхние ворота дома Господня, и многое построил на стене Офела;

4 и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни.

5 Он воевал с царем Аммонитян и одолел их, и дали ему Аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч. Это давали ему Аммонитяне и на другой год, и на третий.

6 Так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего.

В стихе 6 раскрывается причина силы этого одного из успешных Иудейских царей, которая в Синодальном сформулирована как "устроял пути свои перед лицом Господа". Но что же это значит?

И сначала хотелось бы обратить внимание на силу этого царя. В этом отрывке описывается, что Иофам победил Аммонитян. И сколько там той Иудеи? Все знают, что это маленькое царство, состоящее всего из 2-х колен. Но тем не менее, они умудрились каким-то образом нанести поражение Аммонитянам, да еще и заставить их платить довольно большую дань. Кажется, что для маленькой Иудеи такая сила на военной арене могла быть только сверхъестественной, т.е. с помощью силы Божьей и благодаря Божьему вмешательству.

И вот теперь стоит детальнее рассмотреть, что же произвело такое действие благодати Божьей для Иудеи и Иофама. Для этого обратимся к другим переводам.

Расширенный перевод Библии говорит: "Иофам стал могущественным, потому что он упорядочивал свои пути на виду в Господа своего Бога".

Новый Живой перевод Библии формулирует это по-своему: "Царь Иофам стал могущественным, потому что он был бдительным [в том], чтобы жить в послушании Господу, своему Богу".

Современная английская версия передает это так: "Иофам оставался верен Господу, своему Богу, и стал очень могущественным царем".

И перевод Месседж, как всегда, оригинален: "Сила Иофама была основана на его постоянной и непреклонной жизни послушания Богу".

Как видим, во всех этих переводах прослеживается идея послушания Богу и верности Ему. Хотя все они передают заложенную мысль по-разному, общая идея одна: причина успеха и силы Иофама была в его послушании Богу и в верности Его слову, Его путям. И вот интересно, что на иврите слово "כּוּן (kûn [koon])", которое переведено как "устроял (пути)" имеет такие основные значения: "непоколебимо стоять, быть стойким, быть неподвижным или твёрдо основанным".

Это наталкивает меня на мысль, что речь может идти не столько о том, что Иофам свои пути устроял на основании закона Божьего, но что он сам стоял непоколебимо, неподвижно и твердо на Божьих путях. Ведь Бог уже устроил, предусмотрел для нас путь, как написано: "Вот путь, идите по нему (Ис.30:21)". И вот такое неуклонное следование за Господом и привело Иофама к столь выдающимся результатам. 

Хотя примеры воздаяния за послушание в Библии есть и более известные -- хотя бы тот же Давид. Он ходил путями Божьими, и Господь возвысил его, поставив царем над Израилем. И кстати, кажется, что Давид был сильнее -- он на все окружающие народы наложил дань, а не только на Аммонитян (2Цар.8). И интересно, что об успешных и благочестивых царях говорится как о тех, кто ходили путями Давида, а о нечестивых говорится как о тех, кто ходили путями царей Израилевых.

Как видим, речь не идет об устроении собственных путей. Они уже проложены, от нас зависит выбор, каким путем пойдем мы. Одни пути проложены и устроены Богом с Его мудростью, а другие -- нечестием и беззаконием. И на каждом пути свои результаты. Напоминает русские сказки: "Направо пойдешь -- богатым будешь, налево пойдешь -- женатым будешь, прямо пойдешь -- героем станешь" -- или как там?.. И хотя это банально, однако в этом есть доля истины: путь определяет результаты. Путь верности Господу ведет к Его благословению, к благополучию, успеху, силе и возвышению; путь же нечестивых ведет к погибели.

И кто-то может возразить, что путь послушания Богу не всегда успешен, обосновывая свои соображения примерами гонения. Хотя тут встает вопрос о понимании успеха -- каким мы его видим: как мир или как Бог? Ведь все послушные Богу всегда имели успех в исполнении Божьего вверенного им задания. Хотя даже если брать успех в общем понимании как преуспевание в жизни, то эту идею не я придумала -- Писание так говорит, что послушание Богу ведет к преуспеванию (много об этом сказано, в частности, в кн. Притчей). А с гонениями в мире верующим приходится сталкиваться, но Иисус сказал, что Он победил мир и лишил его способности причинить нам вред (Ин.16:33).

Да, Божий путь -- это узкий путь. Но это путь, на котором Господь обращает все во благо (Рим.8:28), восстанавливает в два раза больше (Иов 42:10), дает в семь раз лучше (Ис.30:26). И подтверждение рассматриваемому месту Писания находим также в Дан.11:32, где написано, что "люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать". Верность Господу приводит к умножению в силе и во влиянии. И это не для того, чтобы нам использовать эту силу и влияние своевольно, что чтобы вести и направлять людей в Царство Божье.

Итак, ходя Божьими путями и твердо держась их, мы можем быть уверенными в том, что они приведут нас к успеху в жизни. И возможно, этот успех может и не совсем вмещаться в мирское понимание успеха (не совпадать с ним), однако устроение мудрости Божьей выполнит работу комплексно в нашей жизни, явив заботу Божью и совершенство устроения Его плана в каждой её сфере. Поэтому, нам нужно продолжать держаться путей Божьих, как Иофам, твердо и неуклонно, потому что это приведет нас к умножению в силе и во влиянии. И Господь будет использовать это для Своей славы, чтобы привлекать к Себе народы. А мы в это время сможем наслаждаться превосходством результатов Божьих путей и решений.

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь!