В Ев. от Иоанна 9:1-3 читаем:

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.

Здесь ученики спрашивают Иисуса о том, почему тот человек находился в том состоянии, в котором они его увидели. Другими словами, они спросили Иисуса о причине столь безнадежного положения того бедолаги. И что им Иисус ответил? Сказал ли Он о причине? Ничего подобного.

Примечательным есть также то, что Иисус опроверг их предположение о том, что с ним это случилось из-за его греха или греха его родителей. Интересно, что слово, переведенное как "родители", на греческом означает также "отцы". В этом я усматриваю указание не только на родителей, от которых он произошел непосредственно, но и на его предков -- можно сказать, на родителей в предыдущих поколениях. И разве никто из них не согрешил? Такого не могло быть. Так почему же Иисус сказал, что не согрешил ни он, ни родители его? Значит, Он имел в виду что-то другое, так что Его слова нужно понимать иначе.

Хотя в других переводах эти слова Иисуса и формулируются иначе. НЖПБ говорит о том, что ни его грех, ни грех его родителей не стали причиной его положения. А Месседж вообще особенный: "Иисус сказал: «Вы задаете неправильный вопрос. Вы ищете того, кто виноват (или: того, кого можно было бы обвинить). Здесь нет такой причинно-следственной связи. Вместо этого ищите то, что Бог может сделать". Исходя из этого, можем увидеть, что настрой учеников в отношении поиска причины был признан Иисусом не правильным. И усматривается несколько причин, почему.

Во-первых, причина обеспечивает основание -- в этом случае, основание для болезни того человека, а основание дает право чему-то существовать и пребывать -- здесь, существовать тому врожденному недугу в жизни того человека и оставаться в ней. Ведь он не мог согрешить прежде своего рождения, значит, точно это ему было не за его грехи, а повлиять на предыдущие поколения его предков он не мог. Таким образом, с этой точки зрения он оказался бы в замкнутом круге безнадеги, в котором он и оказался и в котором и пребывал. 

Следовательно, пока мы ищем причину, мы не нацелены на ответ Божий. Вместо этого, поиск причины концентрирует на негативе и только создает впечатление замкнутого круга безвыходности. Поэтому, нужно изменить настрой и задаваемые вопросы. Потому что поиск причины с таким настроем, как в учеников, не поможет избавлению. Ведь даже если бы с тем человеком такое случилось из-за греха его родителей, то как он мог это исправить? 

Поэтому, нужно искать Бога, а не причину, и если будет существовать то, с чем нужно будет разобраться, Господь укажет. Чисто же сам поиск причины ни к чему не приведет, но только наоборот может усугубить положение тем, что принесет обоснование существованию негативных и нежелательных явлений в жизни человека, что заставит его принять страдание и смириться с проклятием, вместо того, чтобы принимать ответ от Бога в явлении Его избавления.

Во-вторых, как сформулировал это перевод Месседж, поиск того, на кого можно перевести стрелки и обвинить в своем или чьем-то страдании тоже подход не правильный. Обвинение всегда вызывает обиду и горечь, а в таком состоянии вера не может работать, а потому не может принести и Божий ответ. Даже если бы тот человек обвинял своих родителей или прародителей, это все равно бы ему не помогло. Наоборот, непрощение только отдаляет человека от Божьего ответа.

Иисус ведь не зря говорил о том, что когда стоите на молитве, прощайте (Мк.11:25-26). Иначе говоря, прощение есть необходимым условием для получения ответа на молитву. Так что каждому нужно решить, чего он хочет больше: обвинять и обижаться, и оставаться в болоте, или же отпустить и позволить Богу выполнить Свою работу. Но пока человек будет искать крайнего, искать виноватого в своих трудностях и провалах, сила Божья не сможет работать в его жизни. По этой причине Иисус и сказал ученикам, что они не туда смотрят. Потому что отношение обвинения блокировало бы действие силы Божьей, которое и хотел явить Иисус.

Но что Иисус им сказал делать? Искать дел Отца! Поэтому, наш настрой и нашей реакцией, когда мы сталкиваемся с чем-то, что противоречит благословению, должно быть не "почему?" и не "кто виноват?", но "что Бог может сделать?" И у Него всегда есть ответ! Всегда и на все! Потому что концентрация на поиске причины и виновных приковывает внимание на проблеме, наращивая страх и ощущение безвыходности, безнадеги, но перевод взора на Бога дает виденье ответа.

По этим критериям можем и различать свое состояние: если человек чувствует себя в безвыходности, значит, у него не правильный настрой, в котором он ищет причину и виноватых, вместо поиска Божьего решения. Но когда мы имеем надежду и стоим в вере, значит, мы устремились к Божьему ответу, а это значит, что сила Божья действует, так как ей ничто не мешает выполнять свою работу.

И когда дело доходит до Божьего решения, то все остальное уже не важно! Причина есть или нет, кто-то виноват или нет -- благость и милость, милосердие и сострадание, благодать и благоволение Божьи все покрывают. Иисус ни разу ни у кого из приходящих к Нему не спросил, почему это у них, и Сам не указывал на причину. Он просто исцелял, просто воскрешал -- просто являл дела Божьи.

Когда у человечества была причина для того, чтобы оставаться во грехе, в чем виновен был лишь один Адам, Бог послал в мир Своего Сына. И теперь Он приглашает приходить к Нему, вместо того, чтобы обвинять Адама или, в виду существования причины, мириться с падшим положением. Наоборот, Господь всех приглашает прийти к Нему, и при этом Он просит лишь одно: принять Его Жертву. Все остальное уже не важно: не важен ни грех Адама, ни его вина -- важно только то, что сделал Иисус.

Поэтому, и смотреть нам нужно на то, что сделал Иисус, а не на то, что делает сатана! Потому что когда мы ищем причину в согрешениях и ошибках или ищем виноватых, то мы смотрим на вражеские дела, ведь это он согрешил и был найден виновным, так что и настрой этот тоже от него. Настрой же Духа Святого концентрирует наш взгляд на Иисусе всецело и полностью, на Его Жертве, на то, что Он для нас сделал. И именно в таком состоянии мы и имеем способность принимать от Бога, потому что мы начинаем видеть ответ, а в Царстве каждый имеет на столько, на сколько он видит. Как сказал Бог Аврааму: "Подними очи твои и посмотри из места на котором ты находишься к северу и к югу, и к востоку, и к западу, ибо всю землю, КОТОРУЮ ТЫ ВИДИШЬ, тебе дам Я" (Быт.13:14). 

Мы же не хотим оставаться в проблеме -- так хватит смотреть на неё и за ней больше ничего не видеть! И тогда мы начинаем двигаться к звездам, как Авраам, которому звезды служили образом его потомков. Это значит, что мы начинаем простираться к невозможному, но к делу Божьему, для которого нет ничего невозможного. Так что когда мы смотрим на Иисуса, то мы открываемся для действия Божьей сверхъестественной силы в нашей жизни. Но пока все, что человек видит -- это проблема, то это блокирует его ответ, препятствует течению силы Божьей для явления Божьего избавления. Вот почему служение С. Виглзворта было столь помазанным, ведь, по словам Р. Лиардона, его вера всегда всецело была сконцентрирована на Иисусе.

Поэтому, если мы желаем выйти из замкнутого порочного круга, то нужно поднять свой взор и перевести его из проблемы на Иисуса. Да, прямо тогда, когда чувства вопят, а разум смущен. Потому что только сила Божья принесет утешение, которое и заключается в избавлении, в восполнении насущных нужд, исполнении искренних надежд и осуществлении заветных желаний. Так что нам нужно искать того, что и как делает Бог, потому что все иное -- это волнение, забота и страх. Но мы пришли сюда ради дел Божьих -- вот их мы и искать должны.

Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!