В книге Притчей читаем:

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. (Прит.13:3)

Кроткий язык -- древо жизни, но необузданный -- сокрушение духа. (Прит.15:4)

Хотя это два разных места Писания, они говорят об одном и том же -- о значении и влиянии слов. И когда я размышляю об этом, то иногда мне кажется, что значение и важность слов больше, чем мы даже можем себе представить. 

Господь открывает нам отдельные аспекты о власти слов, но подумать только, что ведь ими все было сотворено! Слова были тем, что привело весь материальный мир к существованию! И кто может постичь этот процесс во всех его деталях? Но Дух Святой открывает нам об этом то, что нам нужно знать и в чем нам следует действовать. Слава Господу!

Итак, в рассматриваемых местах Писания говорится о том, что кто хранит уста, тот бережет душу, и кроткий язык -- древо жизни. И что значит "кроткий язык"? Ответ можем усмотреть здесь же, в самой этой формулировке. Ведь сказано, что кроткий язык -- древо жизни, а что приносит жизнь? Что высвобождает её? Какие слова? Очевидно, что слова Божьи. На основании этого, приходим к выводу, что кроткий язык -- это тот, который говорит слово Божье и то, что соответствует ему. 

Такой язык не говорит ничего лишнего, которым есть все, противоречащее Божьему слову, а потому и жизни. Следовательно, можем говорить и о том, что кроткий язык -- это язык, который не говорит ничего, кроме слова Божьего и соответствующего ему, потому что все остальное, выходящее за рамки Божьего слова, есть лишним, потому что противоречит жизни и благоденствию в ней.

Об этом говорят вторые части рассматриваемых стихов: кто широко раскрывает рот, тому беда, и язык необузданный -- неконтролируемый, говорящий все подряд: и истинные, и праздные слова, не различая их -- сокрушение духа. И здесь интересно также соединить первую часть Пр.13:3 и вторую часть Пр.15:4, которые говорят: "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, и язык необузданный -- сокрушение духа". Стоит обратить внимание на то, как здесь говорится о душе и о духе самого произносящего слова.

Исходя из этого, можем увидеть, что слова имеют влияние на духовное, душевное и, соответственно, физическое состояние человека. Да, они несут власть и определяют жизнь, которая во власти языка, как говорит Пр.18:21. Однако они имеют непосредственное влияние и на самого человека. Вот почему нужно быть бдительным в том, что говоришь, и точно так же в том, что слушаешь, ведь слова, исходящие из наших уст и точно так же входящие в наши уши, будут оказывать влияние и даже определять наше внутреннее состояние. 

А если слова несут сокрушение духа, которым есть наше сердце, из которого источники жизни (Пр.4:23), то и получаем то, что необузданный язык, широко раскрывающийся в большом рту, приносит беду. Потому что необузданный язык несет сокрушение духа, и если он сокрушен, то как из него могут исходить силы жизни? Вот так и получается, что загрязняя источники -- сокрушая сердце негативными словами, -- загрязняется и жизнь бедствиями и неприятностями. Вот на сколько все связано, и вот на сколько важное место занимают слова в жизни человека и в его духовном, душевном и физическом состоянии.

Поэтому нам как просвещенным светом истины нужно и поступать соответственно, имея язык кроткий, обуздывая его и не позволяя широко раскрываться рту с плохими словами, которые не несут Божью жизнь. Напротив, нам нужно пользоваться привилегиями знания силы слов, чтобы ими подкреплять свой дух и высвобождать силы жизни и благословения для благоденствия в ней.

Аллилуия! Слава Богу! Да поможет нам в этом Господь!