В книге Притчей 4:20-23 написано:

20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;

21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:

22 потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Интересно, как этот отрывок сформулирован в Новом Живом переводе Библии: "Мое дитя, обрати внимание на то, что я говорю. Внимательно слушай мои слова. Не теряй их из виду. Пусть они проникают глубоко в твое сердце, потому что они приносят жизнь тем, кто их находит, и исцеление для всего их тела. Охраняй свое сердце превыше всего, потому что оно определяет курс твоей жизни".

Итак, сначала говорится о том, чтобы обратить внимание на слово и его наставления. Интересной мне кажется формулировка о том, чтобы не выпускать, не терять их из виду -- из своего поля зрения. Учебный фразеологический словарь "поле зрение" поясняет как "круг интересов, забот, постоянного внимания". 

Исходя из этого, можем говорить о том, что наставление "да не отходят они от глаз твоих" говорит нам о том, что Божье слово должно занимать центральное место в кругу наших интересов и быть объектом нашего постоянного внимания, потому что только так они смогут проникнуть в наше сердце со всеми соответственными последствиями успеха, процветания и благословения.

Интересно также, что сказано о том, что "содержимое" сердца определяет курс нашей жизни. Другими словами, состояние сердца определяет направление движения, течение всей жизни. Таким образом, наше сердце задает наш жизненный курс. И это можно сравнить с тем, как мы задаем координаты в GPS, когда желаем добраться до определенного пункта назначения, и тогда наш маршрут определяется исходя из заданной цели. Так и сердце -- оно, как жизненный GPS, в котором координаты цели задаются тем, что в него вводится (вкладывается), что и определяет весь курс и построение маршрута. И хотя пример не отображает всей сложности процесса, однако некую иллюстрацию все же нам дает.

Вот почему наше внимание должно быть на правильных вещах, на слове Божьем, потому что исходя из этого и будет задаваться наш жизненный курс. Следовательно, можем говорить о том, что направление, в котором сконцентрировано наше внимание, станет направлением нашей жизни. Грубо говоря, наше внимание определяет нашу цель, конечный пункт назначения, задавая курс в соответственном направлении.

Вот почему Господь хочет, чтобы главное наше внимание концентрировалось на слове, потому что тогда его исполнение станет главной нашей целью. Но если мы упустим слово из своего поля зрения, тогда задавать курс будут другие вещи, так что этот курс уже не будет к Божьему лучшему.

При этом стоит заметить, что речь идет о поле зрения, о том, что находится у нас на виду. Да, в центре должно быть слово, но ведь поле зрение довольно обширное, поэтому в нем находится место и для других объектов. Поле зрения определяется как "пространство, видимое глазом при фиксированном направлении взора и неподвижности головы". Поэтому, есть часть внимания, которую мы уделяем делам житейским -- в этом месте Писания речь идет о том, чтобы никакие дела житейские не занимали центрального места в наших интересах и не были объектом постоянного и пристального внимания, потому что это место принадлежит слову. И с этим наставлением мы имеем и обетование жизни и здравия.

И стоит обратить внимание на то, что говорится об обоих этих аспектах: о жизни и здравии -- не об одном чем-то, но об обоих. При этом источники жизни -- из сердца. Здравие же -- это состояние тела. Исходя из этого, видим, что слово имеет двойное действие: оно направлено как на духовное, так и на физическое, оно влияет и определяет как духовное состояние, так и материальное. Из этого и следует то, что оно имеет как духовный эффект, так и физический, материальный -- осязаемый.

При этом здравие, которое дает слово, указывает на качество жизни. Ведь жить можно и не будучи в полном здравии, что может понижать качество жизни. Да, жизнь сама по себе -- это уже хорошо, но если она качественна, тогда это еще лучше. Поэтому, слово определяет не только наличие жизни, но и её качество -- т.е. способность иметь жизнь с избытком, а не просто даже саму жизнь. И в этом важно как духовное, так и физическое состояние человека, поэтому слово покрывает, оно заботится об обоих этих сферах.

Итак, Писание говорит нам: "Внимай моим речам -- пусть они будут в центре твоего постоянного внимания. Приклоняй ухо к моим речам -- прислушивайся ко мне, а не к другим голосам. Ведь не возможно, будучи настроенным на одну волну, слушать две радиостанции. Так что настройся на мое вещание, для чего тебе нужно быть готовым отпустить все другое, что также попытается говорить к тебе. Но они не скажут того, что дает жизнь и исцеление, и здоровье, поэтому в твоих интересах слушать меня. Но ты делаешь выбор, на что направить твое внимание, которое и определит курс твоей жизни и её качество. При этом, если ты выберешь мои слова, тогда их нужно будет и хранить в сердце, потому что могут возникать попытки сбить с правильного курса, но если ты будешь хранить мои слова и держаться их, тогда ты не сойдешь с него, но будешь продолжать уверенно продвигаться вперед."

Мой перевод получился слишком обширный и свободный в изложении, однако все же передает идею, заложенную в Писании.

Поэтому, мы должны не выпускать слово из своего поля зрения, потому что направление нашего внимание определяет направление жизни и её качество. И только когда слово будет занимать центральное место в нашем внимании и будет постоянным и неизменным его объектом, тогда мы будем и исполнять его, а потому и получать все благословения, которые и приносит исполнение слова, и превосходные результаты его действия в духовном, душевном и физическом, что и сформирует полноту жизни и жизни с избытком.

Аллилуйя! Да поможет нам в этом Господь!